Архивные рубрики
|
Стань счастливымЭта рубрика содержит избранные тексты философских трудов. Это не та заумная и никому не нужная философия, которая читается в большинстве вузов. Эти тексты - истинная философия, которая направлена на то, чтобы помочь человеку самому думать и самому решать самые главные вопросы своей жизни. Но вместе с тем, при изучении философии необходим определенный труд ума и души, поскольку она не передает какой-то строгий набор знаний. |
...Свободный человек – это человек, который любит своих врагов, это сильная личность, готовая принять на себя всю тяжесть мира и считать себя ответственным за все зло и все несчастья, происходящие с людьми... Жить – вот ремесло, которому я хочу обучить ребенка. Выходя из моих рук, он не будет ни судьей, ни солдатом, ни священником, но он будет, прежде всего, человеком. Всем, чем должен быть человек, он сумеет быть в случае надобности так же хорошо, как и всякий другой. И как бы судьба ни перемещала его, он всегда будет на своем месте. Стоицизм считает, что все могут и должны жить достойной жизнью. Надо лишь знать, что для каждого человека ценно и способствует счастью то, что согласно с разумом, т.е. добродетель. А зло – это противоположность добродетели, т. е. порок. Все остальное безразлично. "Роскошь, по Эпикуру, слаще всего тем, кто нуждается в ней меньше всего, и все, чего требует природа, легко достижимо, а все излишнее – трудно достижимо..."
"...Дело не в природе вещей, а в наших желаниях, которым мы придаем слишком большое значение." Лучше не умиляться собственным мнениям, не ставить их высоко, а следовать мнениям наиболее благоразумных людей. При этом нужно больше обращать внимание на то, как эти благоразумные люди поступают, чем на то, что они говорят. “Что за химера человек? – восклицал Б. Паскаль в своих знаменитых “Мыслях”, - Какая невидаль, какое чудовище, какой хаос, какое поле противоречий, какое чудо! Кто распутает этот клубок? …Узнай же гордый человек, что ты – парадокс для самого себя." Почему есть нечто, а не ничто? Почему есть звезды, планеты, наконец, земля, солнце, голубое небо, почему вообще есть порядок, гармония, хотя гораздо естественней был бы хаос, распад. Кто все это поддерживает и упорядочивает? И зачем? Возникновение человека – это чудо, не разъясняемое никакими научными теориями. Прежде, чем возник человек, должна была возникнуть жизнь на Земле, а ее возникновение – не меньшее чудо, поскольку десятки факторов должны были совпасть, чтобы создались благоприятные условия. Человек не сводим к своему биологическому виду: вырастет среди волков – станет волком, среди обезьян – обезьяной. Но он, в отличие от животного, не сводим ни к климату, ни к пище, - может жить почти в любом климате, в любых географических условиях, приспосабливается к любой пище. "Чем старше мы становимся, тем меньше сознательного в нашей жизни: все мелькает мимо, не производя впечатления, подобно художественному произведению, которое мы видели тысячу раз; мы делаем то, что нужно сделать, а потом даже не знаем, сделали ли мы это или нет." "...мысль приходит человеку в голову несколько раз в жизни и далеко не всем людям. А то, что ежесекундно проносится в нашей голове: всякие всплывающие впечатления, ассоциации, переживания – это все не мысли, а так – разный необязательный мусор." "Всматриваясь с закрытыми глазами в то, чего нет в действительность, я догадываюсь о происхождении всей созданной мною картины природы. Всего удивительней в этом путешествии на родину для меня теперь кажется, что дорогие для меня в детстве деревья выступают теперь вполне наравне с дорогими людьми."
М. Пришвин Бросишь ли ты философию на время или насовсем – разницы нет: она не останется там, где ты прервал занятия, - нет, как распрямляется сжатое силой, так возвращается к самому началу все, что не движется непрерывно вперед. Я должен все понять сам, как будто до меня этого никто не понимал. От того, как я пойму, что я увидел или узнал, зависят мои дальнейшие отношения с миром.Понять – значит найти свое место в мире, ибо мое понимание становится составной частью мира. Умный, нравственно развитый человек мало озабочен тем, будет ли завтрашний день лучше сегодняшнего или следующий век лучше предыдущего. Это уже дело Бога, а не человека. На вопрос – что делать, чтобы изменить мир? – Франк отвечает: ничего! Потому что этот замысел превышает человеческие силы Это скорбное неверие есть одно из самых характерных и трогательных явлений духовной жизни нашей эпохи. Человек разочаровался не только в суетной вере утопизма, но и вообще в осуществлении в мире высших ценностей... Для чего нужно помнить о смерти? Разумеется, не для того, чтобы отравлять себе жизнь и постоянно мучиться страхом. Помнить о смерти – значит, каждый день жить так, как будто это последний день твоей жизни, ведь он и в самом деле может оказаться последним. В массе своей, считал Ф.Ницше, человек вообще еще не возник, в массе своей он еще остается супершимпанзе. Именно “супер”, потому что в сравнении с обезьяной он более умный, более хитрый, более ловкий, но все равно обезьяна. Как и русские мыслители, он считал, что теория Чарльза Дарвина не подтверждается никакими серьезными фактами. С неутомимой жизненной энергией чувство благоговения перед жизнью вырабатывает в человеке определенное умонастроение, пронизывая его и привнося в него беспокойство постоянной ответственности. Подобно винту корабля, врезающемуся в воду, благоговение перед жизнью неудержимо толкает человека вперед... У большинства людей очень мало своего собственного. Все, что у них есть, большей частью взято из разных источников: идеи, убеждения, взгляды.
У большинства людей сущность развивается до 12 – 15 лет, пока формируется характер, и потом останавливается в своем развитии. “…Эта жизнь имеет свои радости и свои печали, но в целом – это знакомая, хорошо известная и, в общем-то, скучная жизнь. Вы знаете, что когда вырастите, будете так же, как ваши родители, ходить на работу, ругать начальство, доставать деньги…”
“…Но есть и другая жизнь, полная чудес и таинственных превращений, полная загадок и тайн, жизнь волнующая и непредсказуемая…” Мы уже давно разорвали себя на внешнего и внутреннего человека. Внешний ходит на работу, подлизывается к начальнику, добивается каких-либо благ, но мы истово надеемся, что в нас живет еще другой, внутренний человек – истинный, до которого мы всю жизнь пытаемся добраться, и считаем, что почти никогда не бываем самими собой. “…Вместо того чтобы жаловаться на абсурдность мира, постараемся преобразить тот уголок, куда забросила нас судьба. Мы не в силах изменить вселенную, да и не стремимся к этому. Наши цели ближе и проще: заниматься своим делом – правильно выбрать его, глубоко изучить и достичь в нем мастерства…” Человек очень часто отождествляет себя с тем, что имеет. Да и другие люди судят по человеку на основании того, что он имеет. Если у тебя “Мерседес”, то к тебе одно отношение, а если старый “Москвич”, - то, разумеется, совсем другое. Чем больше у тебя вещей, тем более ты вырастаешь в собственных глазах и в глазах других людей. Постепенно человек сам к себе начинает относиться, как к вещи. Мое социальное Я – вовсе не весь я, оно – моя незначительная часть. Мало ли есть профессоров философии, причем многие из них гораздо более известны, чем я. Но такого человека, как я, - с моими чувствами, переживаниями, воспоминаниями, с моими надеждами и мечтами – больше в мире нет. Человек есть загадка в мире, и величайшая, может быть загадка. Человек есть загадка не как животное и не как существо социальное, не как часть природы и общества, а как личность, именно как личность. Весь мир ничто по сравнению с человеческой личностью, с единственным лицом человека, с единственной его судьбой. Подобно тому как существование каждого человека непохоже на существование других, так и сам по себе человек неповторим.
Если бы все люди были идеальны, тогда каждого человека всегда можно было бы заменить любым другим. “Верьте себе, выходящие из детства юноши и девушки, когда впервые поднимаются в душе вашей вопросы: кто я такое, зачем живу я и зачем живут окружающие все меня люди? И главный, самый волнительный вопрос, так ли живу я и все окружающие меня люди?…” “Всю свою жизнь слышал слово “душа” и сам произносил это слово, вовсе не понимая, что оно значит…”
“…Я помню, очень давно была во мне уверенность, что главная сила человека в душе, а не в электричестве, что новый неведомый мир откроется людям, когда они обратят внимание туда.” "Вообще крайне глупо лишаться чего-либо внутри себя с тем, чтобы выиграть во вне, т.е. жертвовать покоем, досугом и независимостью, - целиком или в большей части – ради блеска, чина, роскоши, почета или чести…" Пусть человек объемлет взором всю природу в ее высоком и совершенном величии, пусть он отведет взгляд от низких предметов, его окружающих. Пусть посмотрит на это ослепительное сияние, зажженное, словно негаснущий светильник, чтобы озарять вселенную; пусть земля представится ему крохотной точкой рядом с тем огромным кругом, который описывает это светило, и пусть он подивится тому, что сам этот огромный круг есть лишь малая точка, в сравнении с тем, что замыкают светила, катящиеся по небосводу. "… Без света религии в таинственных “завязях” бытия своего человек неудержимо стал загнивать в них, и “европейская” цивилизация, именно и только “европейская”, неудержимо расплывается из “пассивного” брака просто в проституцию."
|