Рене
Декарт в своей работе “Рассуждение о методе” считал,
что нормально развитый человек для того, чтобы он мог успешно осуществлять свою
деятельность, - чем бы он ни занимался: искусством, философией или политикой, -
должен придерживаться некоторых обязательных правил морали. Правила эти он
выработал для себя, имея, однако, в виду, что они должны быть всеобщими.
Первое
правило заключается в подчинении законам и обычаям своей страны. Например,
религии, под сенью которой Бог дал милость получить образование и, писал
Декарт, начиная с самого раннего возраста направлял
меня во всех делах в соответствии с наиболее умеренными взглядами, далекими от
каких бы то ни было крайностей.
Лучше
не умиляться собственным мнениям, не ставить их высоко, а следовать мнениям наиболее
благоразумных людей. При этом нужно больше обращать внимание на то, как эти
благоразумные люди поступают, чем на то, что они говорят. Очень мало на свете
людей, которые говорят то, что на самом деле думают.
Второе
правило состоит в твердости, решимости и упорном следовании избранным позициям,
даже если они вызывают сомнение. Заблудившись в лесу, нужно не метаться из
стороны в сторону, а твердо и неуклонно идти в одном направлении. Если и не
достигнешь своей цели, то все-таки выйдешь куда-нибудь, где наверняка будет
лучше, чем среди леса.
Третье
правило: всегда стремиться победить скорее себя, чем судьбу, изменить свои
желания, а не порядок мира. Надо привыкнуть к мысли, что в полной нашей власти
находятся только наши мысли. Не надо жаловаться, что мы хотели сделать что-то
грандиозное, а сделали мало. Мы всегда делаем столько, сколько можем – значит большего нам не дано.
Не
надо, например, сожалеть, что мы лишены тех благ, на которые, казалось бы,
имеем право от рождения. Это все равно, как если бы мы сожалели, что не владеем
Китаем или Мексикой. Мы должны быть подобны тем философам, которые некогда
умели поставить себя вне власти судьбы и, несмотря на страдания и бедность,
соперничать в блаженстве с богами.
Главной
задачей человека Декарт считал совершенствование им своего разума. Гораздо
печальнее потерять разум, нежели жизнь, ибо в этом случае было бы утрачено все.