"Самым ценным и существенным
должна быть для каждого его личность. Чем полнее это достигнуто, а
следовательно – чем больше источников наслаждения откроет в себе человек, - тем
счастливее будет он. …Ведь все внешние источники счастья и наслаждений по своей
природе крайне ненадежны, сомнительны, преходящи, подчинены случаю и могут
поэтому иссякнуть даже при благоприятнейших условиях; даже более – это
неизбежно, так как нельзя всегда иметь их под рукою. Во всяком случае почти все
они иссякают к старости: нас покидают тогда любовь, шутливость, страсть к
путешествиям, верховой езде, и пригодность к обществу; наконец смерть лишает
нас друзей и родных. В этом отношении, больше чем в каком-либо ином, важно, что
именно мы имеем в себе. Наши личные свойства сохраняются дольше всего. Впрочем,
в любом возрасте они являются истинным, надежным источником счастья. В мире
вообще немного можно раздобыть: он весь полон нуждою и горем, тех же, кто их
избег, подкарауливает на каждом шагу скука. К тому же по общему правилу власть
принадлежит дурному началу, а решающее слово – глупости. Судьба жестока, а люди
жалки. В устроенном таким образом мире тот, кто много имеет в себе, подобен
светлой, веселой, теплой комнате, окруженной тьмою и снегом декабрьской ночи.
Поэтому высокая, богатая индивидуальность, а в особенности широкий ум, -
означают счастливейший удел на земле, как бы мало блеска в нем ни было…
Вообще крайне глупо лишаться
чего-либо внутри себя с тем, чтобы выиграть во вне, т.е. жертвовать покоем,
досугом и независимостью, - целиком или в большей части – ради блеска, чина,
роскоши, почета или чести…
Человек с избытком духовных сил
способен живо заинтересоваться чем-либо через посредство хотя бы одного разума,
без вмешательства воли; ему это даже необходимо. Такой интерес переносит его в
область, совершенно чуждую страданий, в атмосферу "веселой, легкой жизни
богов". Жизнь остальных протекает в отупении; их мечты и стремления всецело
направлены на пошлый интерес личного благосостояния – т.е. на борьбу с разными
невзгодами; поэтому их одолевает невыносимая скука, как только эта цель отпадает и они оказываются
предоставленными самим себе…
Наоборот, человек с избытком
духовных сил живет богатой мыслями жизнью, сплошь оживленной и полной значения.
Достойные внимания явления интересуют его, если он имеет время им отдаться; в
себе же самом он имеет источник наслаждений. Импульс извне дают ему явления
природы и зрелище человеческой жизни, а также разнообразнейшие творения
выдающихся людей всех эпох и стран. Собственно, только он и может наслаждаться
ими, так как лишь для него понятны эти творения и их ценность. Именно для него
живут великие люди, к нему лишь они обращаются, тогда как остальные, в качестве
случайных слушателей, способны усвоить разве какие-нибудь клочки их мыслей.
Правда, этим у интеллигентного человека
создается лишняя потребность, потребность учиться, видеть, образовываться,
размышлять, - а с тем вместе и потребность в досуге. …Богато одаренный человек
живет поэтому, наряду со своей личной жизнью, еще вторую, а именно духовную,
постепенно превращающеюся в настоящую его цель, причем личная жизнь становится
средством к этой цели, тогда как остальные люди именно это пошлое, пустое,
скучное существование считают целью…
"Нормальный", средний человек
вынужден искать жизненных наслаждений вне себя: - в имуществе, чине, жене и
детях, друзьях, в обществе и т.п. и на них воздвигать свое счастье; поэтому
счастье рушится, если он их теряет или в них обманывается. Его положение можно
выразить формулой: центр его тяжести – вне его. Поэтому его желания и капризы
постоянно меняются; если позволяют средства – он то покупает дачу, лошадей, то
устраивает празднества и поездки, вообще ведет широкую жизнь. Удовольствия он
ищет во всем окружающем, вовне, подобно больному, надеющемуся в бульоне и
лекарствах найти здоровье, истинный источник которого – его жизненная сила".
(А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости. М., 1990. С.
29-31, 34-37)
|