Основной
вопрос философии звучит так: почему есть нечто, а не ничто? Физик,
например, может совершенно справедливо удивиться – почему есть звезды, планеты,
наконец, земля, солнце, голубое небо, почему вообще есть порядок (космос,
по-гречески), гармония, хотя гораздо естественней был бы хаос, распад.
Кто все это поддерживает и упорядочивает? И зачем?
Философ,
разделяя удивление физика, добавляет к этому еще и свое удивление: почему есть
благо, добро, любовь, красота? Ведь в природе нет таких законов, по которым мы
должны любить друг друга или жить по совести.
Когда
мы видим пьяного человека, который идет на четвереньках и изрыгает
ругательства, мы не удивляемся, это естественно – человек ведь животное. Когда
мы видим, что люди полюбили друг друга, поженились, а потом через два месяца
разошлись в разные стороны – мы не удивляемся. Это тоже естественно – сколько
можно любить, надоедает ведь со временем. Когда мы, просидев
полчаса на уроке, вдруг отвлекаемся, начинаем думать о своем – это тоже
естественно, мы ведь не можем долго находиться в напряженном внимании, мы
устаем, рассеиваемся и т.д.
Но когда мы видим, как люди
любят друг друга всю жизнь, не могут друг без друга жить, и умирают, как в
сказке, в один и тот же день, мы удивляемся – этого не может быть, этого не
должно быть. Но это есть. Когда мы видим человека, ученого или писателя,
который годами сидит в творческом напряжении, мы удивляемся – этого не может
быть, это противоречит законам человеческой физиологии, природным законам.
Однако это есть. Когда мы видим человека, который последнюю рубашку снимет,
чтобы помочь другому, нас это поражает, и многие
считают его чудаком. Значит, есть вещи, которые быть не должны, они
противоречат повседневному укладу жизни. А они, тем не менее, есть. Философ и
удивляется – почему есть это нечто, хотя должно было бы быть ничто. Естественна
жадность, глупость, животная злоба, эгоизм. Но в нашем мире неестественны,
то есть не имеют природных оснований, не заложены в нас природой ни любовь, ни
совесть, ни честь, ни добро. А они все-таки есть, и пока они есть, пока хоть
один человек живет по законам любви и совести, человечество будет продолжаться.
Человеком
управляют, следовательно, неестественные законы, потому что сам человек в своей
человеческой, а не животной стихии – неестественное существо. Он не рождается
природой, его основные качества и способности из природы не вытекают. Человек –
сверхъестественное существо, таинственное, непостижимое, не охватываемое
никакими законами и знаниями. Философия и изучает человека как
сверхъестественное существо. В отличие от биологии или медицины, которые
изучают его как естественное существо, как животное, как двуногое млекопитающее
с мягкой мочкой уха.
(В.Д. Губин.
Основы философии. М., 1999. С. 8-11)