Стань счастливым
|
Стоики о мудрой жизни
Учение
греческих и римских стоиков – это еще одно понимание умной и правильной жизни.
С точки зрения стоиков, “атараксия”, безмятежность и невозмутимость, душевный
покой мудреца – это жизнь элитарная, пригодная для немногих избранных,
удалившихся в эпикурейский “Сад”. Стоицизм же апеллирует ко всем и считает, что
все могут и должны жить достойной жизнью. Надо лишь знать, что для каждого
человека ценно и способствует счастью то, что согласно с разумом, т.е.
добродетель. А зло – это противоположность добродетели, т.е. порок. Все
остальное безразлично.
Благо
– это четыре основные достоинства: благоразумие, умеренность, справедливость и
мужество. Зло – неразумие, необузданность, несправедливость и трусость. Все
остальное – жизнь и смерть, слава и бесславие, тяжкий труд и наслаждение,
богатство и бедность, болезнь и здоровье – от нас не зависят и потому
безразличны. К ним надо относиться равнодушно.
Хризипп, Клеанф, Сенека, Марк Аврелий и другие стоики считали идеалом подлинно моральной
жизни апатию, т.е. полное безразличие. Человеку нужно лишь одно: мужественно
переносить удары судьбы, не плакать, не унижаться, не подличать, не опускаться
ниже человеческого достоинства, при любых испытаниях и страданиях оставаться
человеком.
Знаменитый
римский стоик Сенека писал своему другу Луцилию, что
спокойная жизнь не для тех, кто слишком много думает о ее продлении. Нужно
каждый день размышлять об этом, чтобы можно было равнодушно расстаться с
жизнью, за которую многие цепляются и держаться,
словно уносимые потоком – за колючие кусты и острые камни. Большинство так и
мечется между страхом смерти и мучениями жизни; жалкие, они и жить не хотят, и
умереть не умеют. Сделай твою жизнь приятной, оставив всякую тревогу о ней.
Никакое благо не принесет радости обладателю, если он в душе не готов его
утратить, и всего безболезненнее утратить то, о чем невозможно не жалеть,
утратив. Поэтому нужно укреплять мужество и закалять свой дух против того, что
может произойти с самыми могущественными. Кто
презирает собственную жизнь, тот стал хозяином твоей.
И еще он писал о значимости
занятий философией, уча, что сначала нужно разобраться в самом себе, со всех
сторон осмотреть себя и проверить – в чем ты преуспел: в философии или в жизни.
Философия – не лицедейство, годное на показ толпе. Философом надо быть не на
словах, а на деле. Философия – не для того, чтобы приятно провести день и без
скуки убить время. Она выковывает и закаляет душу, подчиняет жизнь порядку,
управляет поступками, указывает, что следует делать и от чего воздержаться,
сидит у руля и направляет среди пучин путь гонимых волнами. Без нее нет в жизни
бесстрашия и уверенности: ведь каждый час случается так много, что нам
требуется совет, которого можно спросить только у нее.
|
|