"Всю свою жизнь слышал слово
"душа" и сам произносил это слово, вовсе не понимая, что оно значит. Мне
кажется, если бы меня спросили, что такое "душа", я бы довольно верно ответил
на этот вопрос. Я сказал бы, что душа – это внутренний мир человека, это то что
он сам знает о себе. Во-вторых, я бы о душе сказал с точки зрения философа, что
душа есть совокупность знаний человека о себе и т.п., как сказано в учебниках
психологии. В-третьих, я бы вспомнил о представлении души примитивным
человеком, как о некоей сущности, обитающей в теле. И все это понимание души
было бы не от себя, не своей души, а как говорят и думают о ней все люди.
Между тем у меня была душа своя, и
я знал о ней с очень далекого времени, почти с детства, когда потихоньку
проливал слезы о том, что я вышел на свет не такой, как все. Мало-помалу с
годами, с десятками проходящих лет я через это страдание узнавал свое
назначение: мало-помалу оказывалось, что быть не как все, а как сам, и есть то
самое необходимое, без чего мое существование было бы бессмысленным. И мое
страстное желание присоединиться ко всем, быть как все не может произойти иначе
как через раскрытие в глазах всех себя самого. И еще должны были пройти десятки
лет, чтобы я понял, что перед всеми раскрыться нельзя, и "все" это ничего не
значит и, может быть, "всех" даже вовсе и нет. И что если мне хотелось быть как
все, то "все" в этом желании были близкие любящие люди, избранные, которых бы я
любил и меня бы тоже любили. И еще прошло много времени, пока я понял, что
желание быть как все во мне было желанием любви. И еще совсем недавно я
наконец-то понял, что это стремление любить и было действием души моей и что
душа это и значит любовь.
Я помню, очень давно была во мне
уверенность, что главная сила человека в душе, а не в электричестве, что новый
неведомый мир откроется людям, когда они обратят внимание туда".
(M.M.Пришвин. Дневники. М., 1990. С. 325-326)
|