Человек
не сводим к своему биологическому виду: вырастет среди волков – станет волком,
среди обезьян – обезьяной. Но он, в отличие от животного, не сводим ни к
климату, ни к пище, - может жить почти в любом климате, в любых географических
условиях, приспосабливается к любой пище.
В
случае с человеком можно говорить об абсолютной несводимости.
Он никогда не совпадает ни с одной своей телесной или психической особенностью,
ни с профессией, ни с работой, ни с делом. Ни в одной вещи, которую он создает,
он не выражает себя полностью, он всегда выше, значительнее любого своего дела
и свершения.
Если
он отождествил себя со своей профессией – он уже не человек в полном смысле
слова. Его уже можно называть через дефис: человек-токарь, человек-банкир,
человек-депутат. Замечательный английский писатель Олдос
Хаксли написал в 60-х годах роман “Прекрасный новый мир”, роман-антиутопию, где
описывается, как в будущем людей будут выращивать в лаборатории, в пробирках,
причем заранее программируя их особенности, заранее выводя их будущую породу.
“Вот здесь, - примерно так говорил профессор, ведущий экскурсантов по
лаборатории, - у нас выращиваются солдаты. Они умеют бегать, целиться, стрелять
и ходить строем, больше ничего. А вон там у нас слесари – они очень хорошо
могут работать гаечным ключом в правой руке, а там еще дальше, там посложнее:
инженеры-строители, инженеры-электрики и т.д.” Кто знает, может быть наука в будущем и достигнет такого уровня, при котором
можно будет “клонировать”, выводить определенную породу из человеческого
материала, но только это будут уже не люди, а человекообразные роботы.
Человек – это существо, которое постоянно переступает через
самое себя: чего бы он ни достиг, ему всегда мало, что бы он ни получил, ему
всегда не хватает, он никогда до конца не осуществляется. Человек может сказать про
себя: “Я состоялся как врач”, “Я состоялся как учитель”, но никто не может
сказать о себе: “Я состоялся как человек”. Человек всегда пытается стать кем-то
– ученым, художником, пожарным, вполне естественно пытается свести себя к
конкретному виду деятельности или образу жизни. И только став кем-то
по-настоящему, постигнув все тонкости своей профессии, он начинает понимать,
что дело не в том, чтобы стать кем-то, а в том, чтобы в любой профессии
оставаться самим собой – человеком.
Если
учитель только учитель, - это плохой учитель, если физик только физик, - он
плохой физик. Человек должен быть выше своей профессии, должен быть еще
человеком, просто человеком.
А
быть просто человеком очень трудно. Все стремятся к исключительности, к тому,
чтобы быть лучше многих, больше знать, больше уметь, все чувствуют себя такими
сложными и многогранными, что быть просто человеком, вероятно, может только
гений. Самые обыкновенные люди, - писал поэт Б.Пастернак, - это люди
гениальные. Необыкновенные только люди посредственные
– они все время стараются казаться непохожими на других, все время
оригинальничают, все время пыжатся, но это как раз и выдает их посредственность.
Сущностью человека является
ничто. Он ничто в сравнении со всеми другими видами жизни, окостеневшими в
строгих и неизменных формах. Ни крокодил, ни обезьяна не могут быть другими –
они уже миллионы лет не меняются, застыли в данной им природой форме и всегда
делают одно и то же. Человек всегда меняется, всегда преодолевает свое
сегодняшнее состояние. Он ничто, которое не есть что-то
(законченное и ограниченное), а есть условие всякого что-то, которое позволяет
ему быть кем угодно, не совпадая ни с одной воплотившейся формой. Его
ничто – это признак его универсальности, возможность свободы.
Для
обозначения сути человека нет другого слова, кроме ничто,
так как все положительные определения ограничивают его.