Стань счастливым
|
Ч. Дарвин и проблема супершимпанзе
В
массе своей, считал Ф.Ницше, человек вообще еще не возник, в массе своей он еще
остается супершимпанзе. Именно “супер”, потому что в сравнении с обезьяной он
более умный, более хитрый, более ловкий, но все равно обезьяна. Как и русские
мыслители, он считал, что теория Чарльза Дарвина не подтверждается никакими
серьезными фактами. Естественный отбор действительно способствует выживанию, но
отнюдь не самых лучших и самых значительных особей. В результате естественного
отбора никакого прогресса не происходит. Все яркое, красивое, талантливое
вызывает зависть или даже ненависть и погибает – это особенно характерно для
общества, но и в природе творится то же самое. Потомство дают лишь серые
невзрачные индивидуумы. У гениальных людей вообще редко бывают дети. Яркие
люди, сильные и смелые, всегда идут вперед, не боятся рисковать жизнью и потому
чаще всего рано сходят со сцены истории. Единственными представителями
истинной человечности являются, согласно Ницше, лишь философы, художники и
святые. Только им удалось вырваться из животного мира и жить целиком
человеческими интересами. Расстояние между обычным человеком (супершимпанзе) и
обезьяной гораздо меньше, чем между ним же и истинным человеком. Здесь уже
качественные различия, тогда как в первом случае только количественные. Но Ницше говорил о философах
или художниках, конечно, не в профессиональном плане. Мол, получил философское
или художественное образование и уже стал человеком. Среди философов тоже
сколько угодно супершимпанзе. Философ у Ницше – это тот, кто живет философски,
обдумывает свою жизнь, предвидит последствия всех своих поступков, сам выбирает
свой жизненный путь, не оглядываясь на стандарты и стереотипы. Так же и
художник – это не только артист или писатель, это человек, который все, что бы
он не делал, делает мастерски, все у него получается добротно и красиво. Святой
– это по определению человек, ибо он совершенно избавился от страстей, от
жадности, эгоизма, полон любви и сострадания к любому человеку. К сожалению, большинство людей
– это слишком люди, слишком заземленные, слишком погруженные в свои мелочные
дела и заботы, в то время как они должны стремиться к сверхчеловеческому, к тем
сверхчеловеческим (в смысле – не животным) качествам, которыми обладают
философы или святые. Такие люди чаще всего похожи на обломки драгоценнейших
художественных эскизов, где все взывает: придите, помогите, завершите,
соедините! Они как бы еще не произошли, и существуют как истинные люди только
потенциально. Но каким образом жизнь
отдельного человека может иметь высшую ценность и глубочайшее значение? При
каких условиях она менее всего растрачивается даром? Надо, считал Ницше, чтобы
человек смотрел на себя как на неудавшееся произведение природы, но вместе с
тем как на свидетельство величайших намерений этой художницы. Каждый должен
сказать себе: на этот раз ей не удалось, но я буду стараться, чтобы
когда-нибудь у нее это получилось. Я буду работать над воспитанием в себе
философа, художника или святого.
|
|