Человечество в ходе своей истории все больше убеждается в том, что у
него ничего не никогда не получается. Не удался ни один замысел, ни одна задача
или цель какой-либо исторической эпохи. В Европе не удалось, христианство, и те
великие задачи, которые были поставлены христианской верой 2000 лет тому назад,
никогда не были и не будут осуществлены. Человечество не стало лучше, чище,
благороднее, хотя идеалы христианства всем известны и всеми признаются.
Не
удалось Возрождение, и то, что им создано, не соответствует планам великих
гуманистов. Та же участь постигла Реформацию, поставившую себе великую цель –
утверждение религиозной свободы – и приведшую религию к крушению. Не удалась
Великая французская революция, создавшая вместо братства, равенства и свободы
буржуазное общество, новые формы неравенства и ненависти людей друг к другу.
Не
удался социализм: в России и многих странах мира он привел к неслыханным
народным бедствиям, к острым социальным противоречиям. Не удался анархизм: он
никогда не осуществит той абсолютной свободы, к которой призывает, а может
установить лишь еще большее рабство.
В
человеческой истории для личности больше абсурда, чем цели и смысла. Однако это
не повод, считают, философы, приходить человеку в отчаяние и упиваться
трагичностью своей жизни. И люди действительно пытаются найти собственный смысл
жизни в этом абсурде, оправдать свое существование.
Одни
видят смысл жизни и моральное оправдание своего существования в том, чтобы
переделывать “плохую” действительность, изменять мир с помощью революции или с
помощью развития техники и т.д. Но, как писал выдающийся русский философ
С.Франк, “что бы ни совершал человек, какие бы технические, социальные,
умственные усовершенствования ни вносил в жизнь, его завтрашний и
послезавтрашний день ничем не будут отличаться от
вчерашнего и сегодняшнего. Всегда в этом мире будет царить слепая случайность,
человек всегда будет бессильной былинкой, которую легко погубить, всегда жизнь
его будет кратким отрывком, в который не вместить осмысляющей жизнь духовной
полноты, и всегда слепая страсть, глупость, и зло будут царить на земле”.
Умный,
нравственно развитый человек мало озабочен тем, будет ли завтрашний день лучше
сегодняшнего или следующий век лучше предыдущего. Это уже дело Бога, а не
человека. На вопрос – что делать, чтобы изменить мир? – Франк отвечает: ничего!
Потому что этот замысел превышает человеческие силы. Человек привык к тому, что
есть какой-то смысл, лежащий вне жизни, есть какая-то цель, которую нужно
осуществить. Но целью жизни является сама жизнь – не как бессмысленная сутолока
и стремление к чему-то иному, а жизнь как полнота духа, самодостаточная,
насыщенная в себе и спокойная, без суеты.
Все
внешние критерии смысла жизни несостоятельны. Вера в прогресс, в непрерывное
совершенствование человечества, вдохновлявшая множество людей в последние два
века, полностью разоблачена: оказалось, что человечество не движется вперед,
оно ни на шаг не приблизилось к осуществлению совершенного общественного строя,
воплощению добра и разума в человеческих отношениях.
У французского писателя и философа
Альберта Камю есть эссе “Миф о Сизифе”. Древнегреческий мифический герой Сизиф
наказан богами за свой проступок и вынужден всю жизнь вкатывать в гору камень,
который тут же скатывается назад. У Камю Сизиф – это человек, который поднялся
над бессмысленностью своего существования, который в этой бессмысленности обрел
свой смысл и свою гордость. Как бы тяжела и бесцельна ни была бы жизнь – это
моя жизнь, и я должен ее прожить достойно.
Как
и Камю, Франк считал, что смысл жизни не дан, а задан, смысл жизни должен быть
внутри нас, а не вовне. Искание смысла жизни есть борьба против тьмы
бессмыслия, это внутреннее преображение, внутреннее творчество человеком самого
себя. Но это не значит, что подобные люди, занятые внутренним творчеством,
ничего не делают, а заняты только личным спасением. Исканиями и мучениями таких
людей в мире накапливается добро. Философ, святой, художник, вообще любой
человек, не ограничивающийся внешней жизнью, а ищущий истоки своего бытия,
пытающийся найти свое настоящее место в этой жизни, понять свое предназначение,
производит и накапливает в мире добро. Без таких людей мир давно бы уже рухнул
в пропасть полного хаоса и бессмысленности.
Так,
историки, которые пишут о великом русском
святом Сергии Радонежском, видят его главную заслугу в том, что он благословил
рать Дмитрия Донского и дал ей двух монахов из своей обители. Но они забывают,
писал Франк, что этому предшествовали десятилетия упорного молитвенного и аскетичекого труда,
что этим трудом были добыты духовные богатства, которыми в течении последующих веков питались русские люди, без него они не
имели бы сил подняться на борьбу с татарами.
Духовная
скудость и убогость нашей жизни свидетельствует о том, что все меньше и меньше
становится людей, ищущих смысл жизни, людей глубоко мыслящих, своей внутренней
работой прибавляющих в мире добро. Мы только тратим то, что создали наши
предки, и основные причины кризиса нашей жизни заложены именно здесь, а не в
экономических потрясениях и отсутствии иностранных инвестиций, или в
непоследовательности демократических преобразований.