Стань счастливым
|
Свободный человек
Нужно,
считал Ницше, любить не ближнего, как призывает христианство, а дальнего, того,
кто, усиливаясь и преображая себя, еще только станет человеком. Современный
человек – это только путь к настоящему человеку, к сверхчеловеку. А
христианская модель, как и социалистическая, воспитывает людей слабых, которые
даже гордятся своей слабостью и ничтожностью. Они никогда ничем не рисковали –
ни здоровьем, ни капиталом, ни свободой, никогда не решались ни на какой
поступок, откуда же может появиться человек, подлинная личность?
Эти мелкие, невзрачные люди полны злобной зависти ко всему красивому, умному,
талантливому. Они бы с удовольствием всех уравняли, чтобы никто не выделялся,
чтобы все жили одинаково бедно и одинаково плохо, зато никому не нужно будет
завидовать.
Эту стадную мораль, рекомендующую никому не высовываться и жить, как живут все,
Ницше назвал аморализмом. Истинная мораль – это мораль аристократическая, это
мораль человека, который попирает ногами презренное благополучие. Если человек
знает, зачем живет, ему безразлично, как он живет. Не к счастью стремиться
человек. Свободный человек, но еще более свободный дух, полушутливо
полусерьезно писал он, попирает ногами то презренное благополучие, которое
видят в своих мечтах торгаши, христиане, коровы, женщины, англичане и прочие
демократы. Свободный человек – воин.
Злобная зависть маленьких
серых людей и есть главный источник зла в мире. Когда-нибудь, пророчествовал
Ницше, предсказывая мировые войны, фашизм и другие социальные катаклизмы, эта
злобная энергия вырвется наружу и принесет много бед и страданий людям. В
будущем веке, писал он, возникнут войны из-за философских и идеологических
доктрин. В наступлении такого будущего есть определенная неизбежность, потому
что наша эпоха, согласно Ницше, страдает ослаблением личности – никто не хочет
жить, проявляя свою волю и решимость, никто не хочет жить сам так, как учит
других, жить так, как жил, например, Сократ – мужественно и достойно.
И мораль христианская, и мораль социалистическая только ослабляют, с точки
зрения Ницше, личностное начало в человеке, это слишком человеческая мораль. А
все, что относится к человеку, должно быть преодолено – человек есть только
путь к человеку, к тому человеку, что стоит высоко над нами, кто действительно
уже не животное, не член стада, а воин, сверхчеловек. Когда стремишься к
чему-либо недосягаемому, то достигается нормальный уровень. Стремясь к
сверхчеловеку – такому существу, который обладает мощным дионисийским
началом, сильно развитыми инстинктами, силой жизни, смелостью и настойчивостью
– можешь стать человеком в подлинном смысле этого слова.
Свободный человек – это человек, который любит своих врагов, это сильная
личность, готовая принять на себя всю тяжесть мира и считать себя ответственным
за все зло и все несчастья, происходящие с людьми.
|
|