Жить
– вот ремесло, которому я хочу обучить ребенка. Выходя из моих рук, он не будет
ни судьей, ни солдатом, ни священником, но он будет, прежде всего, человеком.
Всем, чем должен быть человек, он сумеет быть в случае надобности так же
хорошо, как и всякий другой. И как бы судьба ни перемещала его, он всегда будет
на своем месте.
Жить
– значит уметь пользоваться всей полнотой чувств, всеми способностями, всеми
частями своего существа. Мудрый человек не тот, кто долго жил, а тот, кто
больше всего чувствовал жизнь. Иного человека хоронят столетним старцем, а он
умер при самом рождении, потому что всю жизнь был задавлен условностями,
ложными принципами, никогда не раскрывал душу и сердце навстречу миру и людям.
И
большинство людей с детства живет так – рождаются и умирают в рабстве у
предрассудков. Ребенка с детства заставляют слепо подчиняться, с детства его
принуждают, с детства он живет в искусственно стесненных взрослыми
обстоятельствах.
А
воспитание должно быть естественным – нужно наблюдать природу и следовать по ее
пути. Она непрерывно упражняет детей, учит, что такое труд и боль, приучает к
невзгодам, суровым временам года, голоду, жажде. Ребенок выносит такие
испытания, которые не вынес бы взрослый.
Поэтому нужно дать ребенку
полную свободу, просто ограничивая его в крайностях и умело
направляя его поведение. Люди! Будьте человечны, - обращался он к учителям.
Любите детство, будьте внимательны к его играм и забавам, к его инстинкту. Кто
из вас жалел подчас о том милом возрасте, когда улыбка не сходит с уст, когда
душа постоянно наслаждается миром?
Есть
два вида зависимости – от людей и от вещей. Держите ребенка в зависимости от вещей и вы будете следовать порядку природы. Не воспитывайте
в ребенке рабское послушание, помогайте ему, но настолько, чтобы он был
свободным, а не властным.
С
тех пор, как взялись воспитывать детей, не придумали еще другого способа, кроме
соревнования, зависти, ненависти, тщеславия, жадности, низкого страха.
Использовали все, кроме настоящей свободы, которая тонко и мудро направляется
воспитанием.
Детей
учат словами, а надо учить делами, поступками: быть терпимым, любящим,
бескорыстным и счастливым от того, что твои
потребности не превосходят твои возможности.