"Мы не
имеем активной семьи – вот где узел всего; мы не имеем
и никогда не было у нас религиозно-активного ощущения самого ритма семьи –
таинственных, совершающихся в ней счленений в "мужа" и "жену", расчленений в
"отца" и "ребенка", в "дитя" и "мать"…
Счастливых семей, т.е. верных
подлинно, в сердце, - еще гораздо менее чем думают. Буквально это и есть
редчайшие исключения; но они есть, и, присматриваясь там и здесь, сейчас можно
узнать такую семью. Это – оазис, заброшенное живое
зерно среди мертвой (в сущности) ткани брака; она никуда не спешит, ни к кому
"не собирается" и к себе никого не "ждет". В ней есть какой-то свой собственный
свет, тепло, поэзия. Часто это бывают молчаливые семьи, т.е.
все шумливое или, по крайней мере, все суетливое исключено из них: их члены
"копаются" друг около друга, т.е. заняты каждый своим делом, но "около" друг
друга, непременно в физическом почти касании.
Сбиты в
"кучку"; и свет, и теплота здесь, бесспорно, "животного", т.е. "живого",
характера: это даже заметно по неубранности, всегдашнему отсутствию
"парадности" в таких "животно-теплых" семьях. Долго и внимательно изучая
их психический склад, всегда можно заметить, что – опять в инстинктах ли, в
догадках или в какой-то теплой атмосфере дыхания, но у них "религиозность" и
"святость" брака продвинута несколько дальше, чем обыкновенно, и несколько
вглубь. …Например, у них заметно религиозное чувство
детей – религиозное чувство самого рождения. Это сказывается в записочке,
извещающей о "прибавлении семейства", в способе приглашения на "крестины",
неуловимо – но скажется какой-то торжественностью во всем этом, вовсе
отсутствующей в пассивных семьях, где рождение почти также скрывается, оно
составляет такую же "неловкость", как и венчание…
… Без света религии в
таинственных "завязях" бытия своего человек неудержимо стал загнивать в них, и
"европейская" цивилизация, именно и только "европейская", неудержимо
расплывается из "пассивного" брака просто в проституцию. Нет огня, нет
таинственного и жгучего огня, стягивающего человека в "брак", - это так
очевидно и это очевидно только в Европе, с ее начинающимся "вырождением"! Мы
изнутри похолодели, залив внутри себя святой очаг Весты и на месте священных
ему жертвоприношений устроив своз нечистот. Вот узел
европейской цивилизации, наших философских дефектов, и скорбей нашего дня…"
(В.В.Розанов. Религия и культура.
Сборник статей //
В.В.Розанов. Религия. Философия. Культура. М.,
1992. С. 182-186)
|