Согласно Г. Гурджиеву, каждый человек имеет сущность
и личность. Сущность – это характер человека, совокупность его самых простых
реакций на других людей, то, что складывается с самого детства и потом почти не
меняется. Личность – это то, что мы получаем извне: знания, умения, правила
жизни. Личность – это то в нас, что не наше.
У большинства людей очень мало своего собственного.
Все, что у них есть, большей частью взято из разных источников: идеи,
убеждения, взгляды.
У большинства людей сущность развивается до 12 – 15
лет, пока формируется характер, и потом останавливается в своем развитии. А
личность может развиваться сколь угодно долго. Человек заканчивает школу,
университет, пишет книги, становится известным ученым, а в сущности своей он
остановился в развитии уже давно, в сущности он
остался наивным ребенком и ведет себя, как ребенок, в самых главных вопросах
своей жизни. Он ведет себя беспомощно и глупо, когда нужно принять важное
решение относительно своей судьбы или судьбы близких, он верит на слово всевозможным
политическим демагогам и проходимцам.
Случается, что некоторые аспекты сущности
останавливаются в своем развитии на возрасте пяти-шести лет, а дальше все
собственное кончается; остальное оказывается чужим: или взято из книг, или
создано благодаря подражанию готовым образцам.
Очень часто люди соединяются между собой не как
сущности, а как личности, поскольку люди в основном живут личностью. Личность
имеет свои интересы и вкусы, ей нравится то, что не нравится сущности. Сущность знает, что она хочет, но не может выразить, человек часто
и не подозревает о своем внутреннем Я, ему кажется, что то, что он представляет
из себя в обществе, его знания, его связи – это и есть главное и единственное в
нем. Он не подозревает, что все это взято напрокат. И очень часто люди,
чьи сущности совершенно не соответствуют, живут друг с другом и друг друга
ненавидят.
Неразвитая сущность ведет к странным парадоксам,
особенно характерным для XX века: можно
быть великим ученым, крупным государственным деятелем, знаменитым артистом, но
одновременно совершеннейшим негодяем и подлецом по
своей сути.
Но бывает еще страшнее, бывает так, что сущность
умирает. Как личность человек еще живет, выступает с речами, издает книги, даже
руководит страной, а в сущности своей он давно умер, у него даже глаза
оловянные, как у мертвеца. И таких людей, утверждал Гурджиев, очень много. Если
бы вы знали, писал он, какое число мертвецов управляет нашими жизнями, вы бы
сошли с ума от страха.
|