У человека всегда было две жизни –
повседневная, в которой мы живем, ходим в школу, делаем свои каждодневные дела,
болеем и выздоравливаем – в ней все понятно, все упорядочено, все делается по
правилам, все разложено по полочкам, каждый день столько-то уроков, каждый день
обед и ужин, каждый день мы получаем в школе какие-то знания, половину из
которых забываем, каждый июнь сыплет тополиным пухом, а каждый ноябрь – мокрым
снегом, и никогда не бывает наоборот. Эта
жизнь имеет свои радости и свои печали, но в целом – это знакомая,
хорошо известная и, в общем-то, скучная жизнь. Вы знаете, что когда вырастите,
будете так же, как ваши родители, ходить на работу, ругать начальство,
доставать деньги. Если повезет, у вас будет интересная творческая работа. Вы
можете стать писателем, или ученым, или известным политиком и получать радость
от своей жизни. Вы можете быть счастливы в своей семье, воспитывая своих детей
или ухаживая за своим садом. Но это дано немногим, большинство живет своей
будничной, по большому счету скучной повседневной жизнью, где забот много, а
радостей, ярких переживаний мало.
Но есть и другая жизнь, полная
чудес и таинственных превращений, полная загадок и тайн, жизнь волнующая и
непредсказуемая. Такова она была в детстве, когда природа говорила с вами на
своем детском языке, когда все вещи были одушевленными и обращались к вам, и вы
понимали их обращения. В детстве все было совсем другое: небо и солнце, ночь и
звезды, и даже окружающие нас люди больше походили на добрых и злых
волшебников, чем на бухгалтеров и слесарей. В детстве в темном чулане или в
лесу около дачи жили домовые и черти, в болоте гукал водяной, и, если долго
летом не спать и вглядываться в синеющую кромку леса вдали, то можно было
увидеть проносящуюся на метле Бабу-Ягу.
Некоторым людям и во взрослом
состоянии удается сохранить такой детский настрой души: поэтам, художникам или
философам. Художник – это такой человек, который видит в мире то чего не видят
другие: видит красоту, загадочность и очарование вещей. Философ – это такой человек,
который считает, что наш повседневный мир забот и дел – это еще не весь мир,
что есть другая жизнь, более истинная, более настоящая. Мы только иногда
"впадаем" в нее – когда любим, когда творим, когда делаем добрые дела, когда
стараемся жить как люди, а не как заведенные мыслящие машины. В этой жизни мы
поражаемся красоте и загадочности мира, в ней мы знаем, что ничего не
предопределено, и есть чудо, способное изменить нашу жизнь, в этой жизни мы
волнуемся, помним, любим и живем вечно. Философия - это попытка разбудить
человека, разбудить в прямом смысле этого слова, ибо большинство людей спит,
погруженное в свои мелочные дела и заботы, и не подозревает о существовании
другой истинной жизни, другого режима бытия, когда человек действительно живет,
а не прозябает в скуке повседневного унылого существования.
Есть прекрасный образ "пещеры" у
древнегреческого философа Платона. Большинство людей, говорил он, подобны
связанным узникам, которые сидят в пещере спиной к выходу. Они видят перед
собой на стене только тени проходящих сзади людей, проезжающих повозок, и им
кажется, что то, что они видят – это и есть истинный и единственно возможный
мир. Если их повернуть лицом к свету, к истинному миру, они зажмурятся и
отвернутся, не признают его. В этом смысле философия занимается тем же самым,
чем занимаются искусство и религия. Только в отличие от искусства, философия,
прежде всего, обращается не к чувствам, а к разуму, а в отличие от религии она считает что другая,
истинная, бодрствующая жизнь возможна здесь и сейчас, в этом мире, что это не
потусторонний идеал, возможный только после божественного преображения мира.
Но, как и религия, как и искусство, философия считает своим главным делом
спасение человека, философия – это учение о спасении: как жить человеку, чтобы
остаться человеком, как сохранить свое человеческое достоинство перед
постоянными социальными бурями и катаклизмами, перед лицом неизбежности смерти.
(В.Д. Губин. Основы философии. М., 1999. С. 325-326)
|