Стань счастливым
|
О скорбном неверии
“Это скорбное неверие есть одно из
самых характерных и трогательных явлений духовной жизни нашей эпохи. Человек
разочаровался не только в суетной вере утопизма, но и вообще в осуществлении в
мире высших ценностей; он пришел к убеждению, что добру и разуму не только не
гарантирована победа в мире, а скорее даже предопределено поражение, ибо по
общему правилу в мире торжествуют силы зла и безумия. Я не забуду краткой и
печальной формулы этого пессимизма, которую мне пришлось однажды услышать:
“Чтобы быть пророком, достаточно быть пессимистом”. Но этот пессимизм в
отношении мирового порядка и хода мировой жизни… не уничтожает в человеческом
сердце самого поклонения добру и разуму, святости человеческой личности.
Святыня оказывается в мире слабой и бессильной, но от этого она не перестает
быть святыней. Из этого умонастроения вытекает моральное требование защищать
безнадежную позицию добра против победоносной, всемогущей силы зла. Смысл
человеческой жизни заключается здесь в том, чтобы отстаивать достоинство идеала
при создании полной безнадежности осуществить его в жизни; подвиг состоит в
том, чтобы героически погибать, защищая дело добра и правды, обреченное на
гибель…
Это умонастроение, которое мы называем “скорбным неверием” есть,
конечно, ближайшим образом и прежде всего, в
общепринятом смысле слова, неверие. В известном смысле оно прямо противоположно
той наивной, массивной вере, которая дарует человеку чувство полной
обеспеченности всей его жизни в силу сознания неограниченной, всемогущей власти
над миром благого и мудрого Промысла. В противоположность такой массивной вере
скорбное неверие беспощадно отвергает
всякое доверие к силам, управляющим реальностью, и утверждает
иллюзорность всякого упования человеческого сердца, безнадежное одиночество и
обреченность человека в его любви к святыне, которая одна есть истинный идеальный фундамент его бытия.
Поскольку, однако, это неверие скорбное, - поскольку человеческое
сердце скорбит от сознания торжества зла в мире, восстает против этого
торжества, считает себя обязанным хранить верность и служить безнадежному в его
глазах делу добра и правды, - это духовное состояние вместе с тем в некотором
отношении родственно вере. Именно оно содержит в себе тот элемент веры, в силу
которого вера есть бескорыстное почитание высшего священного
начала, благоговения перед святыней. Эта открытость души для действия на нее
святыни, стойкий… отказ подчиниться злым силам мирового бытия, эта готовность к
бескорыстному героизму – все это, без сомнения, имеет высокую ценность перед тем
высшим судом, который судит не мысли, а сердца”.
(С.Л.Франк. Свет во тьме // С.Л.Франк. Духовные основы общества. М.,
1992. С. 421-422)
|
|