Стань счастливым
|
Для чего живет человек
Добро, любовь, красота, ум, совесть, честь являются сверхъестественными,
потому что не имеют никаких естественных причин. Нельзя
спросить человека, почему он сделал добро (ибо если есть причина, то нет
доброго поступка: ”я спас человека, потому что он богатый и меня
отблагодарит”), нельзя спросить о том, почему, по какой причине он любит
другого человека (ибо, если есть причина, то нет любви: “я люблю ее, потому что
она красивая” – но ведь есть тысячи более красивых). Добро, как и любовь, не
нуждается в объяснении, а зло нуждается в объяснении, любой наш нехороший
поступок надо объяснять и оправдывать. Мы всегда ищем причины только для
бесчестия, для измены, для зла. Но если злые поступки мы часто совершаем
автоматически (так же, как автоматически в голову приходит только глупость, а
чтобы пришла умная мысль надо сильно постараться), то добро, честь, любовь, ум
сами по себе не случаются, не совершаются в автоматическом режиме. Как писал замечательный и
оригинальный философ 60-80 годов М.Мамардашвили, все
эти вещи живут в той мере, в какой возобновляются человеческим усилием, живут
только на волне этого усилия. Вообще ничто человеческое не может само по себе
пребывать, а должно постоянно возобновляться. Даже закон – его нельзя
установить, а потом забыть про него и полагать, что он может существовать. На
самом деле его существование покоится на существовании достаточно большого
количества людей, которые его понимают, нуждаются в нем как неотъемлемом
элементе своего существования и готовы идти на смерть для того, чтобы закон
был. Никакой свободы не будет, если нет людей, которым свобода нужна и которые
готовы за нее драться. Сам человек не существует как
какая-то данность, как предмет, как стол или стул, человека вообще нет как
чего-то неизменного, постоянного, наличного – человек это стремление быть
человеком. Нет стремления – нет человека.
В то же время в человеке, даже
пребывающем в другом, напряженном режиме бытия – в любви, творчестве – не
прекращаются натуральные процессы, сам он продолжает жить в этом мире,
заниматься обыденными и повседневными вещами. И в этом смысле человек распят,
по выражению М.Мамардашвили, между двумя мирами. Эта распятость предполагает напряжение, и очевидно, что если
есть человек, то есть некоторое напряженное держание в себе двух миров,
напряженное усилие держать, будучи природным существом, что-то неприродное,
искусственное, покоящееся на весьма хрупких основаниях. Хрупких
потому, что искусственные основания человека никогда целиком не реализуются в
этом естественном мире – в нем нет в чистом виде ни совести, ни добра, ни
красоты. И тем не менее, вся жизнь человека сопряжена
с этими основаниями. Но быть абсолютно добрым –
бесконечная задача, так же как быть абсолютно мудрым – бесконечная задача. А
человек конечен. Ему жизни не хватит на достижение этих совершенств, и тем не менее, он к этому стремиться. Стремиться к тому, на
что не хватит жизни, - это и есть человеческое предназначение. Это стремление и
есть то, что можно назвать бессмертной душой.
Назначение меня как человека еще и в
том, чтобы оставить свой след, чтобы мои дела и мысли вошли необходимой частью
в состав этого мира. А это возможно только в том случае, если я живу свою
жизнь. Потому что в мире уже все сказано, все сделано, все написано, в этом
мире нет для меня места, остается только повторять то, что уже было, как и
делает большинство людей, не выполняя своего предназначения. Жить своей жизнью
– значит найти то пустое место, которое оставлено для меня. Я должен все понять сам, как
будто до меня этого никто не понимал. От того, как я пойму, что я увидел или
узнал, зависят мои дальнейшие отношения с миром. Понять – значит найти свое
место в мире, ибо мое понимание становится составной частью мира. Нет знаний
вообще, абстрактных знаний, они всегда должны быть кем-то поняты, прогресс
знаний в том, что другой понял иначе. Когда я пытаюсь понять, найти свою
уникальную позицию, свое место, то я начинаю жить своей жизнью и в то же время
жизнью мира. Можно сказать, что в этом случае мир сам себя понимает. Это
происходит, когда я усиливаюсь мыслить, вырываюсь из замкнутого круга чужих
знаний, стереотипов, предрассудков, когда я раздвигаю слипшиеся глыбы мира,
чтобы встать на свое место, которое можно занять только своим собственным
пониманием. В этом смысле мое понимание – это необходимая составная часть мира.
Но,
возможно. Нам только кажется, что цель человеческой жизни заключается в том,
чтобы написать роман или несколько романов, расширить границы государства,
воспитать несколько детей, или достичь своего собственного оригинального
понимания. Возможно, для универсума все это совершенно неважно. Однажды утром
человек вышел в сад или пришел в лес, коснулся рукой мокрой от росы коры дерева
и счастливо вздохнул – и этим выполнил свое предназначение на земле, все
остальное – его личное дело. Возможно, другой человек, всю жизнь посвятивший
исследованию какой-либо математической функции, написавший горы трудов, однажды
встретил на улице нищего, дал ему немного денег и сказал доброе слово и тем
самым сделал самое главное, больше от него ничего в этом мире не требуется.
Словно он нажал на какую-то невидимую кнопку в мироздании, и вселенная на один
микрон шагнула дальше в своей эволюции. А от открытой математической функции ей
ни тепло, ни холодно. Но, скорее, не все так просто, и вряд ли вселенная
устроена таким странным образом.
|
|