Мы очень хорошо знаем, как устроен наш мозг, как идут
со скоростью звука в мозгу от клетки к клетке электрохимические реакции,
примерно знаем, как замыкаются нервные цепи, сколько клеток в коре головного
мозга, какова биохимическая основа памяти и т.д. Но мы не знаем, как мы мыслим,
когда и как приходит в голову мысль, мысль нельзя заставить прийти сознательно,
иначе мы все были бы гениями. Философия утверждает, что мысль приходит человеку
в голову несколько раз в жизни и далеко не всем людям.
А то, что ежесекундно проносится в нашей голове:
всякие всплывающие впечатления, ассоциации, переживания – это все не мысли, а
так – разный необязательный мусор. Вы сидите на уроке, на секунду отвлеклись и
уже думаете о том, что скоро перемена и надо будет сходить в буфет, купить
пирожок, встретиться с друзьями из соседнего класса. Потом думаете о
прочитанной книге, об Австралии, Америке, ваши “мысли” уже далеко от урока. И
когда придет настоящая мысль, ей просто трудно будет вклиниться в вашу голову,
ибо там все уже забито этим мусором. Поэтому голову нужно очищать, чтобы быть
готовым к мысли.
Древняя
индийская мудрость предлагает это делать так: утром, проснувшись и позавтракав,
надо сесть в позу лотоса, но можно и просто сесть на стул, расслабиться,
положить руки на колени и постараться
пятнадцать минут ни о чем не думать. Не прогонять свои мысли, вернее весь свой
словесный мусор, который тут же полезет к вам в голову, а постараться, чтобы
ваши мысли, как осенние листья на воде, потихоньку уплывали куда-то от вас. И
точно такую же операцию нужно проделать вечером перед сном. Это очень сложно –
целых пятнадцать минут ни о чем не думать, но постепенно вы будете привыкать к
этому состоянию, очищать свою голову. И потом, со временем, вам вдруг станет
стыдно вашей внутренней болтовни, вы будете готовы к тому, что, если вдруг
придет настоящая мысль, вы ее заметите и оцените.
А когда приходит мысль - это всегда чудо. Самому
что-то понять, самому что-то увидеть – это невероятно сложно, это редкостная
вещь. Вот как описывал такое состояние Ф. Достоевский в “Петербургских
сновидениях в стихах и прозе”: “Помню раз в зимний январский вечер, я спешил с
Выборгской стороны к себе домой. …Подойдя к Неве, я остановился на минутку и
бросил пронзительный взгляд вдоль реки в дымную, морозно-мутную даль. …Ночь
ложилась над городом, и вся необъятная, вспухшая от замерзшего снега поляна
Невы, с последним отблеском солнца, осыпалась бесконечными мириадами искр
иглистого инея. …Сжатый воздух дрожал от малейшего звука, и, словно великаны, со
всех кровель… поднимались и неслись вверх столпы дыма, сплетаясь и расплетаясь
в дороге, так что, казалось, новые здания вставали над старыми,
новый город складывался в воздухе. …Казалось, наконец, что весь этот мир, со
всеми его жильцами его, сильными и слабыми, со всеми жилищами их, приютами
нищих или раззолоченными палатами… походит на фантастическую
волшебную грезу, на сон, который… тотчас искурится паром.
Какая-то странная мысль вдруг зашевелилась во мне. Я вздрогнул и сердце мое как будто облилось в это мгновение
горячим ключом крови, вдруг вскипевшей от прилива могущественного, но доселе
незнакомого мне ощущения. Я как будто что-то понял в эту минуту, …как будто
прозрел во что-то новое, в совершенно новый мир, мне незнакомый и известный по
каким-то темным слухам, по каким-то таинственным знакам. Я полагаю, что с той
именно минуты началось мое существование…”
Увидеть самому что-то впервые – и означает прихождение в голову мысли, мысли-видения, мысли-открытия. Мыслить и значит – видеть, видеть не просто глазами и не
столько глазами, сколько всем своим существом.