Человек
носит в себе образ себя самого – симпатичного, приятного, умного, интересного
человека – и старается сохранить этот образ от разрушения всеми силами. Это
полезно для устойчивости психики, но одновременно делает невозможным честный
искренний взгляд на себя самого. Человек отождествляет себя со своим идеальным
образом, но чаще всего он ему не соответствует. Человек срастается со своим
образом и не умеет дистанцироваться от него. Человек проникнутый глубоким
самоуважением, становиться обидчивым и ревнивым – ему часто кажется, что его
недостаточно ценят, что с ним недостаточно вежливы,
ему представляется, что общество, в котором он живет, недостаточно хорошо для
него. Он даже на плохую погоду негодует, как будто бы все в мире должно быть
устроено так, чтобы делать ему приятное.
Такой
человек вынужден постоянно лгать – не окружающим людям, а самому себе.
Перестать лгать самому себе – это самое трудное дело. Трудно искренне
посмотреть на себя и признать, что ты пока еще незначительный человек, и даже
не человек, а так себе – человечек. Ты еще ничего истинно хорошего в этой жизни
не сделал, не совершил ни одного самостоятельного поступка, к тебе в голову еще
не пришла ни одна собственная мысль, ты еще только в начале пути к самому себе.
Ф.Ницше призывал смотреть на себя, как на неудавшееся произведение природы.
Г.Гурджиев же предлагал смотреть на себя, как на полное ничтожество, и только
тогда начнется "просыпание", нужно перестать быть интересным человеком, нужно
перестать лгать. Интересным считается тот, кто хорошо лжет. А когда человек
"просыпается" – ему уже лгать становится стыдно. Он начинает понимать, что
существует нечто, чего он не знает или не понимает, он начинает постигать, что
любая маломальская собственная мысль, собственная идея никогда не приходит
просто так, а всегда есть результат неимоверно тяжелого труда. И еще
неизвестно, способен ли он на такой труд.
Часто
человек отождествляет себя со своей гражданской ролью, со своей социальной
позицией. Если я считаю, что я и есть тот, кто записан в моем паспорте – Губин
Валерий Дмитриевич, и в моем удостоверении – профессор философии, и этим
исчерпывается мое существо как человека, как личности, то я нахожусь в глубоком
заблуждении относительно моей собственной природы. Мое социальное Я – вовсе не
весь я, оно – моя незначительная часть. Мало ли есть профессоров философии,
причем многие из них гораздо более известны, чем я. Но такого человека, как я,
- с моими чувствами, переживаниями, воспоминаниями, с моими надеждами и мечтами
– больше в мире нет. И это может сказать о себе каждый человек, поскольку ему
удается все время преодолевать свою идентификацию, свое отождествление с
вещами, с профессиями, с должностями и с самим собой.
(В.Д.
Губин. Основы философии. М., 1999. С. 132-133)
|