Можно выделить три
типа отождествления (сводимости) человека, которые закрывают путь к пониманию
человеческой природы: человек отождествляет себя с общественным положением,
профессией, социальной ролью; отождествление себя со своими потребностями,
часто искусственными и излишними; и, наконец, отождествление себя с самим
собой, со своим психологическими образом и социальной ролью.
Человек очень часто отождествляет
себя с тем, что имеет. Да и другие люди судят по человеку на основании того,
что он имеет. Если у тебя "Мерседес", то к тебе одно отношение, а если старый
"Москвич", - то, разумеется, совсем другое. Чем больше у тебя вещей, тем более
ты вырастаешь в собственных глазах и в глазах других людей. Постепенно человек
сам к себе начинает относиться, как к вещи. Ему нет никакого дела до
внутреннего богатства, его интересует только богатство внешнее. Однако, закон человеческой жизни гласит – чем больше внешнего, тем
меньше внутреннего. Еще Эпикур говорил о том, что богатому живется плохо: он
все свои мысли посвящает тому, как приумножить богатство и как защитить его от
воров.
Потребность много и вкусно есть,
модно одеваться, безудержно потреблять произведения культуры – все это усыпляет
человека, в лучшем случае заставляет его развивать ту часть ума, которая
помогает лучше устроиться в жизни, достичь большего комфорта, больше
зарабатывать денег. Но на лишние деньги можно купить только лишние вещи.
Стремление ко
внешним благам во что бы то ни стало, оборачивается отождествлением человека с
этими благами, страхом их потерять и потеряться самому без них, постоянной
ложью самому себе по поводу искусственных целей своей жизни, которая, в
конечном счете, может обернуться полной бессмысленностью.
Иметь или быть – этой дилемме
посвящены многие исследования древних и современных философов. Конечно, лучше
быть богатым и здоровым, чем бедным и больным. Главное, чтобы за богатство не
заплатить собственной душой. Бизнесмен-миллионер, герой французского писателя
Поля Виалара, автором романа "И умереть некогда" опаздывает на самолет,
который, едва взлетев, разбивается у него на глазах. И бизнесмен решает
числиться погибшим, начать жить, как простой человек, потому что ему надоела
вечная погоня за прибылью, война с конкурентами, ежедневная
деловая нервотрепка. Он, достав другие документы, устраивается работать
таксистом, но незаметно для себя втягивается в предпринимательские дела,
спекулирует на бирже, покупает еще и еще одну машину, становиться владельцем
одного гаража, потом другого, наконец, оказывается таким же бизнесменом-предпринимателем,
каким был в начале книги. Он едет в аэропорт, садится в самолет, поднимается в
воздух и разбивается. Таким образом, вся жизнь прошла мимо, оказалась отданной
на откуп некой внешней и неважной цели, личному обогащению в ущерб развитию собственной
души.
С точки зрения философии, надо
стремиться к простоте внешней жизни, отдавая всю свою энергию на внутреннее
развитие своей личности, на приобретение внутреннего богатства – только в этом
случае человек обретает истинное удовольствие и вкус к жизни, чувствует, что
живет, а не является рабом вещей и обстоятельств. Как ни жалка жизнь, считал
американский философ Г.Торо, - не отстраняйся от нее и не проклинай ее. Она не
так плоха, как ты сам. Она кажется всего беднее, когда ты всего богаче. Даже в
приюте для бедных можно пережить отрадные, волнующие, незабываемые часы. Не
хлопочи так усиленно о новом – ни о новых друзьях, ни
о новых одеждах. Лучше перелицевать старые или
вернуться к ним. Вещи не меняются, это мы меняемся. Продай свою одежду, но сохрани
мысли.
|