На главную
STIGMATA: Acoustic & Drive Show 2008, 2-03-2008, Rocco :: ФотоСтуденческий форумLuk - Sex,  24-02-2008, Rocco::Фото

**

Вузы

Структуры  |  Знакомьтесь - библиотека!

Знакомьтесь - библиотека!

О запредельном

«Библиотеки важнее всего в культуре.

 Может не быть университетов, институтов,

научных учреждений, но если библиотеки есть <…>

 — культура не погибнет в такой стране».

Д.С.Лихачев

Вы замечали, что действие многих «киноужастиков» разворачивается в библиотеках? То вдруг стеллажи начнут падать, то карточки из каталогов веером выстреливают, то выплывет из темного угла прозрачно­белая дама…

Мало того. Проверено: здесь таинственным образом исчезают карандаши, ручки, стулья, столы, вешалки, стремянки и даже книги. Правда, отмечены и случаи появления последних. Например, недавно «человек, одетый в черном, учтиво поклонившись», оставил на столе пачку книг и удалился быстрым шагом, бросив на ходу: «Это вам!» И не желал даже назвать своего имени, невзирая на отчаянные призывы благодарного библиотекаря.

А холод? Вселенский, космический, в диапазоне от леденящего до пронизывающего. Даже когда за окнами нежится на солнце сияющее лето, в библиотеке царит сумрачная зима. Почему бы это?

Что и говорить: библиотека – место загадочное, можно сказать – мистическое. С одной стороны – здесь бывает каждый, сюда воистину не зарастет народная тропа, о чем свидетельствует протертый буквально до дыр пол на «пятачке» выдачи литературы. А с другой стороны – кто с уверенностью может сказать, что происходит там, в таинственной глубине, среди многочисленных стеллажей?..

Библиотечный экстрим

В массовом сознании наличествует идеалистическое представление о работе в библиотеке, которое вкратце может быть выражено так: «Хорошо им! Сиди и читай!»

Реальность диктует другой лозунг: беги и неси! Специфику работы нашей библиотеки так же точно отражают глаголы: лететь, протискиваться, влезать, карабкаться, вытаскивать, заталкивать, складывать, тащить, поднимать, двигать, расставлять, считать, протирать и – клеить, клеить, клеить, клеить… Нагрузка на каждого библиотекаря по числу посещений и количеству выдаваемой литературы выводит нашу библиотеку в число лидеров. Это естественно: работу, которая рассчитана на штат в тридцать человек, выполняют семеро.

Подсчитано: за полный рабочий день библиотекари проходят (пробегают) 14 километров и переносят 1000 килограммов. За год скрепляют и «одевают» в обложки 10000 страниц ксерокопий, подклеивают более 3000 нот и книг. Сколько за это время проглатывается пыли – подсчитать не удалось. О немалом ее количестве свидетельствуют бронхиты, тонзиллиты, синуситы и прочие заболевания, накапливающиеся вместе с опытом работы.

Кроме того, долгие годы библиотека работает в условиях, приближенных к крайнему Северу. Однако отрадно, что недавно многолетняя полярная ночь сменилась после ремонта электропроводки и освещения полярным днем!

О вечном

Извечное противоречие между формой и содержанием по отношению к библиотеке выражается в неуклонном возрастании количества нот и книг и площадью, которая остается неизменной вот уже скоро двадцать лет. В результате помимо двух вечных русских вопросов («Кто виноват?» и «Что делать?») все больше терзает третий: «Куда ставить-­то?!»

Достояние республики

Библиотеке консерватории скоро исполнится 60 лет. За это время стараниями многих людей создан крупный специализированный фонд. В нем 36 тысяч книг, 55 тысяч нот, более 2 тысяч журналов («Советская музыка» со времени основания в 1932 году, «Музыкальная жизнь», «Музыка и время», «Старинная музыка», «Музыкальное просвещение», «Фортепиано»), авторефераты диссертаций, научные и дипломные работы и др. Среди книг есть уникальные экземпляры, которые держали в руках Чайковский, Танеев, Станчинский, Шостакович, Хачатурян. Многие ноты и книги – с дарственными надписями и автографами известных композиторов, музыковедов, вокалистов, дирижеров.

Все эти сокровища располагаются более чем на девятистах полках. В связи со спецификой помещения библиотеки, изобилующего поворотами и тупиками, расстановка стеллажей весьма причудлива и напоминает известный античный лабиринт. Новичок здесь теряется и зачастую робко кричит «Ау!». Бывалый библиотекарь изо дня в день уверенно снует по узким «улицам» и «закоулкам», а взгляд его становится тёмен и суров. Шутка ли: ему доверена федеральная собственность стоимостью 2,5 миллиона рублей!

О трагическом

За суровой внешностью библиотекаря скрывается душа, раздираемая противоречиями. И немудрено. Ежедневно и ежечасно должно решать две задачи: сохранить (фонд) и обслужить (читателя, или пользователя, как сейчас модно выражаться). В наших условиях это задачи взаимоисключающие. Ясно, что перевес и в ту, и в другую сторону «чреват». В первом случае библиотека превращается в музей, во втором – мы через некоторое время рискуем лишиться библиотеки как таковой, и в обоих случаях обслуживание читателей станет невозможным. Балансирование на грани усугубляет материальный фактор. Ни для кого не секрет, как финансируется культура. Для стабильного пополнения и обновления фонда библиотеки сейчас необходимо минимум 800 тысяч рублей в год. Мы получаем 30 – 50 тысяч. Это значит, что вместо 10 – 20 экземпляров какого­либо издания приходится довольствоваться двумя­тремя, а то и одним, что фонд ветшает в десятки раз быстрее, чем обновляется, ноты и книги, которым давно пора отправиться на пункт вторсырья, в сотый раз подклеиваются, копируются и т.п.

И что самое неприятное – библиотека лишена возможности планомерно формировать фонд, поскольку находится в зависимости от наличия или отсутствия средств в данный момент. В результате многие новые издания проходят мимо нас. А те, что появляются в библиотеке – пополняют ряды единственных и редких экземпляров.

И посему во весь свой трагический рост встает требование сдавать вовремя книги и ноты. Это не прихоть зловредных библиотекарш, а печальная необходимость. Ведь если ты не сдал литературу, то твой же собрат по творческому «цеху» останется без нужной книги, да еще и урок может быть сорван. Итак, учись, но дай возможность учиться и другим, не заставляй их восклицать в отчаянии, что в библиотеке…

«Чего ни хватишься – ничего нет!»

Восстановим справедливость: 500 – 700 ежедневных посетителей библиотеки уходят все же не с пустыми руками, а с 800 экземплярами нот и книг. Несмотря на экстремальные условия книгообеспеченности, по проценту выданной литературы в прошлом году библиотека была первой среди вузовских библиотек Нижнего. Есть такое понятие в библиотечной статистике – обращаемость фонда. В нашей библиотеке она равна 2,4. То есть за год весь фонд (97 тысяч экземпляров) более двух раз покидает свои места на полках, переходя в руки читателей, и возвращается обратно.

Начало

Откуда же книги попадают в библиотеку? Во­первых – из магазинов и издательств. Во­вторых – из личных библиотек педагогов, выпускников и просто любителей музыки, за что всем дарителям наша искренняя благодарность. В­третьих – книги и ноты дарят их авторы или издающие организации (консерватории, институты и пр.).

Но прежде чем обосноваться на полке, книга поступает в отдел обработки и каталогизации. Здесь она проходит много технологических процессов: инвентаризацию, техническую обработку, систематизацию, предметизацию, библиографическое описание, аналитическое описание, внесение данных в электронный каталог, и, наконец, чистая и прекрасная, начинает свой тернистый путь.

В людях…

Для человека, любящего книгу, как любят ее истинные библиотекари, нелегко видеть, как тускнеет и блекнет ее светлый образ по мере перехода из рук в руки.

До сих пор, из последних сил, служат читателям книги и ноты издательств Юргенсона, Беляева, Бесселя; им более ста лет. Путь отдельных современных изданий оказывается значительно короче. Причиной тому зачастую низкое качество изготовления: дешевая бумага, пресловутый клееный, а не сшитый, книжный блок, мягкая обложка там, где нужен переплет и т.д. Но, к сожалению, есть и другая причина.

Какие только удары судьбы не претерпевают ноты в решительных руках нашего студенчества! Свернутые в трубочку или сложенные пополам (а то и вчетверо!) томятся в карманах и дамских сумочках, трескаются по швам, распятые на ксероксе, служат подставкой под горячее и жирное, пристраиваются в благостном тепле столовой в опасном соседстве с тарелкой супа, разрываются поперек страниц от чересчур энергичного перелистывания, тонут, горят…

И вот книга вернулась на полку. Неужели она?! Дрогнет любящее сердце библиотекаря, но оторопь сменяется тайной радостью: вернулась все­таки!

А ведь не все возвращаются, не все.

Ежегодно несколько сотен книг и нот исчезают бесследно. Причины, как правило, очевидны, а вот версии читателей на этот счет разные. «А какие – тому следуют пункты…»

1.                  Версия отрицающая: «Я сдавал» или «Я не брал».

2.                  Подспудная, вслух не высказываемая: «Авось самому сгодится».

3.                  Чистосердечная: «Потерял», «Кому­то отдал, не помню кому».

4.                  Криминальная: «У меня украли». Воры и грабители просто одолевают студентов. Что делать, видимо, тяга преступного элемента к прекрасному неодолима.

 

О ценах и ценностях

Одна из иллюзий, тлеющих в подсознании некоторых читателей, такова: раз выдаются ноты и книги для пользования бесплатно, то вроде бы они и не стоят ничего. А коли так – то и церемониться с ними нечего.

Крах иллюзии становится очевиден, когда приходится расплачиваться за потерянную или испорченную литературу и обнаруживается ее денежная стоимость. А она на сегодняшний день такова: ноты (от «тонкого» сборника до оперного клавира или симфонической партитуры) – от 80 до 400 рублей, книга – от 100 до 500 и выше, учебник – 200 – 300 рублей. Столкновение с грубой реальностью зачастую ввергает проштрафившегося в состояние глубочайшего изумления, несмотря на то, что, извините за невольный цинизм, цена хорошей книги сопоставима с ценой всего лишь одного килограмма колбасы.

Но дело не только и не столько в деньгах. Прискорбно, когда ноты и книги – наш хлеб насущный в высшем, духовном смысле – превращаются в предмет варварского потребления: мне, здесь и сейчас, а там – трава не расти! Увы, процент потребителей подобного рода в нашем вузе (вузе культуры!) с годами не становится меньше.

О виртуальном

В области высоких технологий наша библиотека продвинулась пока не так далеко, как библиотека Конгресса США, но все же у нас есть два компьютера и современная программа автоматизации всех библиотечных процессов. Создание электронного каталога временно приостановилось по причине сбоя в работе программы. Вынужденная пауза, мягко говоря, затянулась. Борясь с искушением направить на виновника перст указующий, отметим, что даже если пауза сменится tutti всего отдела каталогизации (а это целых два человека), перевод основных данных о фонде в электронный вид займет 48 лет.

Но хотя виртуального каталога пока нет, – виртуальный фонд есть!

Это книги и ноты, которые числятся в библиотеке, но взять их в руки невозможно: они не возвращены читателями прошлых лет – студентами, закончившими консерваторию, уволившимися сотрудниками. Нам, конечно, лестно, что по нотам со штампом библиотеки ННГК играют и поют музыканты Нижнего Новгорода и области, а также ближнего и дальнего зарубежья (включая Китай). Но эти ноты мы, скорее всего, не увидим больше никогда. Против недобросовестности читателей библиотека фактически беззащитна.

Виртуальные книжно­нотные ряды пополняют по мере сил и «реальные» читатели. Отслеживать сроки сдачи литературы у студентов проще. Но ревизия читательских формуляров некоторых уважаемых педагогов заставляет библиотекаря, при виде даты выдачи книг – десять, а то и более лет назад – непроизвольно воздымать руки, возводить очи горе и восклицать: «Доколе?!»

Неужели книги с библиотечным штампом обладают такой притягательной силой? Не исключено. Ведь библиотека, как уже говорилось, – место таинственное, мистическое.

 

А наша библиотека – тем более. Вечером, когда затихают вдали шаги последнего неугомонного посетителя, вас обнимает тишина. Она вибрирует и растекается, заполняя все вокруг; она напоена ощущением незримого присутствия. Если вслушаться, сквозь нее проступят шорохи, вздохи и звуки. Просияет ре­мажором мудрая улыбка Баха, растает, «как воздушное виденье», мелодия Шопена и Валькирия заденет невидимым крылом… Вдохнувший эту тишину – отравлен навсегда. Потому что открывается ему истина: вокруг не просто ноты и книги, а материальная, телесная оболочка, в которой живет бессмертная Душа музыки.

НВ

P.S. Автор выражает признательность за помощь в работе над статьей А.С.Пушкину, М.А.Булгакову и Ф.Листу.

 

 

Вход


HomeКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияe-mail
© 2000-2011 Студенческий городок