на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  "Иван Сусанин" пришел на Нижегородскую землю

Наконец, погас свет, и прозвучали первые аккорды вступления. Вслед за этим полились напевные звуки увертюры, а по стенам и потолку зала закачались огромные тени. Это главный дирижер Евгений Шейко всколыхнул их взмахами рук. Зрители напряженно замерли в ожидании встречи с чем-то прекрасным. Вздрогнул, медленно раскрываясь, занавес – и золотой свет вечерней зари залил сцену. По краям, с невесомо-призрачных кулис взирали на происходящее святые старцы. На берегу озера, утопая в багряном уборе листвы, раскинулась деревенька. Где-то издалека послышалось пение, постепенно нарастая в стройный хор. Наряду с главными героями, хор – такое же действующее лицо в этой опере (главный хормейстер – заслуженный деятель искусств Эдуард Пастухов). Не случайно, М.И.Глинка выводит его первым на сцену, и хоровой же сценой "Славься" заканчивается спектакль. Эти многоголосья словно обрамляют действие, развивающееся внутри оперы.

Сегодняшняя постановка отличается обилием символов, смысловых и визуальных "арок".  Особенно сильно звучит здесь тема христианства, проливаясь со златых куполов городских ансамблей соборов и деревенских церквушек. Апофеозом раздается она в колокольном звоне послесловия, смешиваясь с рукоплесканиями зрителей и криками "браво". Благодаря этому постановщики умело сместили акценты "советского" по сути либретто С.Городецкого в сторону патриотизма и православного единства. В этом большая заслуга художника-постановщика спектакля Евгения Спекторова и  режиссера – заслуженного деятеля искусств Белоруссии, заслуженного артиста России Отара Дадишкилиани.

Наверное, как и в любой премьере, не все получилось ровно. "Польский" акт получился наиболее ярким, действенным благодаря балетным сценам. Хореографию народного артиста  СССР Ростислава Захарова перенес на нашу сцену заслуженный артист России Сергей Куракин. Первые возгласы восхищения зрителей в спектакле были подарены мастерству нашей балетной труппы. Исполнение "краковяка" было настолько отточенным, что, казалось, на сцене не люди, но прекрасные заводные игрушки, сделанные искусным мастером. В кружениях "вальса"  угадывалось трепетное порхание мотыльков в сиреневом отблеске ночи.  Как тут было не вспомнить строфы того же гения:      

 "…она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух из уст Эола;

То стан совьет, то разовьет

И быстрой ножкой ножку бьет".

Что же касается мастерства исполнителей главных партий в опере, то их имена говорят сами за себя. В заглавной роли в этот выступил народный артист России Владимир Ермаков. Антониду исполнила заслуженная артистка России Алла Проволоцкая, Собинина – заслуженный артист России Михаил Ларин, а Ваню – лауреат всероссийского конкурса Татьяна Гарькушова. Голоса наших именитых певцов очень хорошо подходят друг к другу по тембру и выразительности. Особенно это слышно в ансамблевых сценах, которые звучат очень гармонично. Сольным выступлениям, однако, зачастую не хватало чистоты интонации. Думается, в дальнейшем артисты придадут этому большее внимание. В целом, исполнение партий производит хорошее впечатление, беря во внимание огромную сложность материала. К сожалению, мало у персонажей и сценического действия, поэтому картины с главными героями, и особенно первый акт спектакля, воспринимается несколько архаично. Впрочем, действие заметно оживляется с появлением массовых сцен – там, где звучит хор. Если говорить о самом звучании хора в "Иване Сусанине", то надо отметить и его слитность, и на удивление четкую артикуляцию. Хоровые и ансамблевые фрагменты спектакля – одни из самых удачных в постановке.

Венчает действие хоровой финал, в котором участвует почти вся труппа оперного театра. Эта монументальная сцена просто ошеломляет сочностью и контрастом звука и цвета. Мощные голоса солистов лавиной вырываются вперед, перекрывая звучание многоголосья хора. Золото куполов переливается в ярко-голубом поднебесье. На фоне черных фраков и темно-бордовых платьев хористов сверкающие одежды ведущих певцов искрятся еще сильнее. Мягкие драпировки Российского флага по-отечески укрывают сцену сверху, отчего атмосфера всеобщего праздника окрашивается в патриотические тона Дня народного единства.

Наталья Дзюбо

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт