на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Зря потратили время?

Зря потратили время?

Парадоксальный жанр – опера. Приходишь в театр и с удивлением наблюдаешь, как смертельно больная героиня бойцовским голосом распевает свою последнюю арию, как герои в диалоге бесконечно повторяют одинаковые фразы… Эти неестественные всплески рук, вздохи, гримасы в попытке выразить страдание, любовь и ненависть... Впрочем, все это относится к так называемым "оперным штампам". Но, вместе с тем, опера – это один из самых удивительных жанров: может ли какое-либо музыкальное произведение соперничать с оперой по количеству прекраснейшей музыки, рисующей человеческие чувства.

Спор об опере в каждую эпоху возникал с новой силой. Этот жанр то исчезает, то оживает. Классические оперы и сейчас находят своих почитателей, а как обстоит дело с оперой современной: обращаются ли к этому жанру современные композиторы, готова ли публика к восприятию новых произведений?

Недавно в Нижнем Новгороде появились афиши с названием оперы "Театральный разъезд" и интригующим эпиграфом – "…Стать артистом, или никогда не пойду в театр".

Оперу написала студентка пятого курса консерватории Ольга Шайдуллина по мотивам произведений Гоголя, а поставил ее режиссер Владимир Агабабов. В спектакле были задействованы студенты первого курса вокального отделения консерватории и оркестр "Солисты Нижнего Новгорода" (дирижер – Евгений Кирилов).

Опера была написана на для конкурса, объявленного Мариинским театром и Академией молодого певца. Ольга Шайдуллина оказалась в числе десяти молодых композиторов, приглашенных для участия в конкурсе, и получила диплом.

- Оля, четыре месяца – очень короткий срок для написания оперы, как тебе это удалось?

– Действительно, было очень сложно, так как прежде чем писать музыку, я очень долго обдумываю все детали. Чтобы успеть к сроку, я установила себе режим: каждый день в одиннадцать утра и в восемь часов вечера принималась за работу. Я старалась придерживаться этого графика независимо от того, где бы я ни находилась. И это привело к тому, что всегда в эти часы возникало желание писать. Дело в том, что вдохновение, которое снисходит на тебя вдруг – это миф. Вдохновение можно пробудить постоянной работой.

- Ольга, насколько Гоголь оказался тебе близок?

- Раньше я думала, что Гоголь – это не мой автор, но, как ни странно, когда я приступила к конкурсной работе, то поняла, что его театральность, яркость образов, противоречивость жизненных ситуаций, сарказм и ирония соответствуют моему внутреннему мироощущению.

- Мне показалось, что в твоей опере есть черты театра абсурда.

- Да, и я это сделала сознательно. Я даже думаю, что если бы Гоголь жил в наше время, то в его сочинениях тоже проявились бы качества, присущие театру абсурда. Тем более, что он описывает абсурдные ситуации, просто не выводит их как художественный прием.

-Как проявляется эстетика абсурда в твоем произведении?

-- Например, абсурдна ситуация в финале, в кульминации оперы, когда соединяются два плана, две группы персонажей – театральные актеры и зрители. Они собираются вместе, но, на самом деле, разъединены – они не понимают и даже не слышат друг друга. Публика не понимает предназначения искусства, актеры не осознают своего предназначения. Зрители поют: "Зря потратили время!", артисты испуганно жмутся в уголке. В этом и заключается абсурд: единственное, что объединяет героев – невозможность понять друг друга.

- А случалось ли так, что во время репетиций непонятыми оказывались твои требования?

- Главное, что не возникало противоречий между музыкой, режиссерской концепцией и трактовкой дирижера.

Музыка сама диктовала и актерам, и музыкантам, что нужно делать.

- Ольга, ты считаешь оперу перспективным жанром?

-Этот жанр не утратил актуальности, но я считаю, что он должен эволюционировать в другие формы. Наше время требует ускорения темпов, умения увлечь публику. В своей опере я тоже стараюсь показать контраст между оперными канонами восприятия и динамичными, действенными фрагментами. Статичные оперные арии - не самые зрелищные места в произведении, хотя и самые красивые с музыкальной точки зрения. Поэтому, чтобы их понять, зритель должен быть подготовленным.

Конечно, можно было бы подвергнуть критике сочинение начинающего композитора, но, наблюдая, с каким азартом молодые актеры исполняют оперу Ольги Шайдуллиной, как энергетика, заложенная в музыке, передается музыкантам, артистам и зрителям, начинаешь понимать, что опера как жанр себя не изжила. И, если в оперном театре, каждый спектакль будет исполнятся столь же заразительно - будь то классическая, романтическая или современная опера, то ни один из зрителей не скажет: "Зря потратил время!"

Екатерина Волкова

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт