на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  E-MAIL О ЧАЙКОВСКОМ.

E-MAIL О ЧАЙКОВСКОМ.

Мне презентовали запись концерта "Чайковский Электро", который состоялся в октябре 2004 года в рамках проекта "Ижевск – культурная столица Поволжья". Уже само название диска показалось мне очень любопытным. Хотя к перспективе слушать электронные обработки произведений великого русского классика я отнеслась довольно скептически.

Но, как известно, журналистское любопытство способно на многое. Музыкальные композиции поразили меня разнообразием трактовок разных сочинений. Больше всего пугало то, что они окажутся банальными поп-обработками, которые сейчас в большой моде. Однако мои страхи оказались напрасными, хотя и небезосновательными. Музыканты подошли к своей роли по-разному: кто-то формально переделал тему произведения на новый лад, а кто-то посмотрел на музыку Чайковского через призму новых технологий. К счастью, представителей второй категории было больше.

Команда "D-Pulse" представила Танец Феи Драже из балета "Щелкунчик" в клубной манере. На первый взгляд, возникает впечатление, что музыканты "облегчили" восприятие фантастического образа Феи за счет пульсирующего, хотя и разнообразного клубного ритма. Вернемся к первоисточнику: Чайковский хотел передать нереальность волшебницы тембром челесты. Электронщики передали этот образ с помощью той же челесты, только электронной и "добавили фантастики" с помощью разнообразных эффектов. То есть, основную идею этого номера музыканты оставили без изменений.

"Атомная реакция" обратилась к фортепианному творчеству, взяв пьесу "Болезнь куклы" из "Детского альбома". В ней композитор хотел передать кукольные страдания. Ребята из "Атомной реакции" очень тонко это сделали, перенеся страдания куклы XIX века в XXI век, где кукол заменяют роботами.

Это все достаточно популярные мелодии, которые известны очень широкому кругу слушателей. А вот группа "Cocoa Tunez" решила "пересмотреть" Концерт для скрипки. С помощью современных достижений в области электронной музыки ребята создали атмосферу народного гулянья. Создалось впечатление, что в записи этой композиции принимали участие и исполнители на "живых" инструментах (гармоника).

Но как бы там ни было, это все впечатления несколько поверхностного рода. После прослушивания диска в моей голове возникло множество вопросов, на которые хотелось немедленно получить ответ. Мне удалось пообщаться с непосредственным участником этого необычного проекта Сергеем Банниковым, который играет в команде "Атомная Реакция":

- Сергей, кто был автором проекта?

- Основная идея принадлежала Юминову Александру, который является продюсером всех представленных на диске групп и занимается развитием электронной музыки в Ижевске. Кроме того большая роль в нем принадлежит автору сценария программы Юрию Толкачу.

- Почему в основу программы легла именно музыка Чайковского?

- Это связано с тем, что Воткинск – его родина. Нам его музыка очень близка.

- Какие инструменты вы используете при записи своих композиций?

- Для записи мы используем аналоговые синтезаторы, не очень современные, но обладающие широким спектром возможностей. Обработка музыки происходит в компьютере. Здесь большую роль играет не столько музыка, сколько звукорежиссерская работа.

- "Болезнь куклы" - это осознанный выбор?

Да, мы выбрали осознанно. Это ведь программное произведение, поэтому мы стремились передать тот трагический образ, который задумал композитор. По-моему у нас это получилось.

Вернемся к содержанию диска: пока он записан в виде музыкально-литературной композиции, где музыка играет пока второстепенную роль. В планах команд записать полноценный диск, в который войдут полные версии композиций. Кстати, кроме вышеназванных Cocoa Tunez, D-Pulse, Атомной реакции в осуществлении этого проекта приняли участие группы 0:28, Гаттака, Амальтея. Кроме этого был задействован симфонический оркестр, и два чтеца.

Думал ли Чайковский, что его музыка получит такое воплощение в творчестве музыкантов XXI века? Конечно, нет. В наш век бурного развития компьютерных технологий возможно и не такое. Сейчас сознание обывателей заполнено пошлыми обработками популярной классики, в число которой входят и многие творения П.И. Чайковского. С одной стороны, "Чайковский Электро" идет как раз по этому пути (только у них это сделано не пошло, а с большим вкусом и чувством стиля). С другой же стороны, творчество электронных команд не назовешь массовым. В данном случае произошла удачная "встреча" двух вроде бы полярных областей музыкального искусства. В результате получилась работа, которая придется по душе разным слушателям. Каждый сможет найти в ней что-то свое.

Екатерина Гудкова

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт