на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Три мира Беляковича

Три мира Беляковича

С 16 по 19 февраля в нижегородском театре «Комедiя» прошли гастроли московского театра на Юго-Западе (худ.руководитель и главный режиссер – народный артист России Валерий Белякович).

Вот уже сколько времени раздаются голоса о том, что театр должен уйти как искусство, отжившее свой век. И все-таки, раз за разом убеждаемся мы в силе театрального представления – увлекательного, увлекающего, зовущего и дарующего радость. Ведь если вдуматься: театр существует более двух тысяч лет, почему же именно сейчас мы готовим ему погибель? Не проще ли признать собственное легкомыслие?

В любом деле есть профессионалы, любители и новички. Есть знатоки музыки, живописи, театра,  ценители архитектуры. Есть любители музыки, хранящие дома залежи старых платинок с нетленными голосами Карузо и Каллас, есть и завзятые театралы, для которых огни рампы – это свет жизни, а время собственного существования измеряется просмотренными спектаклями. Мнение профессионала - выверено до слова. Мнение любителя - эмоционально до крика. Мнение новичка – первое. «Tabula rasa» не избалованного театральными впечатлениями сознания дает возможность строить свое мнение «с нуля».

Попробуем оценить три гастрольных спектакля московского Театра на Юго-Западе глазами неофита, пусть они станут для нас своеобразной театральной «инициацией»: спектакли подарят отличную возможность сравнения, тем более они такие разные!

«Мастер и Маргарита»

Первое знакомство с театром начинается для нас с этой инсценировки. Знаменитый роман Булгакова, ставший в последнее время культовым, обеспечил, наверное, самую большую посещаемость спектакля (несмотря на то, что театр уже привозил его в Нижний). Этому способствовала не только востребованность романа в последнее время – показ сериала, миллионные тиражи переизданий, но и то, что каждый раз, в каждой инсценировке мы ревниво «сверяем» вúдение режиссера со своим собственным, хотим убедиться, что именно мы видим роман правильно. Так было и здесь.

Впрочем, спектакль В.Беляковича не зависит от популярности сериалов, он имеет свою, довольно давнюю историю: поставленный в 1993 году, спектакль сразу же стал одним из самых кассовых и любимых в репертуаре театра.

… Ослепительный блеск софитов. Безумен взгляд Бездомного (засл.арт. России А.Наумов). Верещит слегка прикрытая роскошная Гелла (засл.арт. России К.Дымонт). Суров и страшен Пилат (засл.арт. России В.Афанасьев), тих Мастер (засл.арт. России Е.Бакалов), мимолетен Иешуа (А.Задохин), саркастичен Воланд (нар.арт. России В.Белякович).

Декорации сокращены до минимума: пять листов гремящей жести – минимум привлеченных выразительных средств. Эти листы были  и Голгофой, и квартирой; многое зависит от воображения зрителя.

Черта стиля Беляковича и, как следствие, всего театра – экспрессивность сценической интонации. Так и кажется, что все персонажи романа внезапно взбесились и, сорвавшись со страниц, понеслись в безумном вихре сатанинского бала. Каждое слово не просто прочувствовано, но выкрикнуто, подчеркнуто жестом, мимической интонацией. Каждое движение имеет свое продолжение в других героях, словно всех их связывает незримая нить, паутина причинности: ничто на земле не проходит бесследно, за все нужно отвечать перед людьми, Богом и самим собой.

Огромный, насыщенный мир романа сжат до трех часов сценического времени. Отобраны важнейшие сцены (внутренне хочется спорить: так жаль отдавать ярчайшую линию кота Бегемота! – но, честное слово, юго-западный Бегемот (засл.арт. России В.Коппалов) не смог бы изящно болтаться на люстре с чайником…), но правда театра в том, что и в этих сценах сказано главное. «Что есть истина?» и «Рукописи не горят!» - прозвучало и убедило.

«Куклы»

Самый таинственный спектакль состоявшихся гастролей – и, пожалуй, самый сильный.

Мы давно привыкли, что публика наша ориентируется и ходит либо на громкое название, либо на громкого исполнителя. А тут – непонятные «Куклы». Даже на пресс-конференции режиссер и актеры, загадочно улыбаясь, не сказали о спектакле ничего существенного. И не зря: его надо смотреть.

 

Пьеса Хасинто Грау «Сеньор Пигмалион», написанная на заре жестокого XX столетия, в переработке Валерия Беляковича стала потрясающе актуальной: хотелось подписаться под каждой фразой. «Куклы» – своего рода синтез  всего лучшего, что есть в Театре на Юго-Западе. На той же пресс-конференции В.Белякович говорил, что спектакль «надевается» на труппу, словно хорошо сшитый костюм: взрослые, маститые актеры играют людей, молодежь – кукол.

… Театральное закулисье: мир интриг, любви и смерти, зависти и прощения, денег и власти. Мир людей. Что будет, когда туда придут куклы? Бездушные механизмы, внешне аналогичные людям, но многое умеющие делать лучше их: петь, танцевать, выступать, имитировать. Однако почему, оставшись одни, куклы стремятся стать подобными людям? Они ищут тепла, любви и свободы. Куклы, которым не нужна пища и свет, которые путешествуют по миру в зеркальных ящиках-шкафах (гениальная находка! Эти ящики – единственная декорация, но насколько мобильная, яркая и многозначная!), не хотят быть куклами. Зато люди оказываются бездушны, как куклы.

Спектакль многослоен. Это пьеса о театра вообще – и о театре на Юго-Западе: так много Белякович вложил своего, «юго-западного». Это пьеса об одном дне жизни испанского театра, – и о нашей сегодняшней жизни, о жизни человека в обществе потребления.

«Слишком женатый таксист»

Легкомысленная комедия положений, основанная на слабостях человеческих. Драматург Р.Куни использовал, казалось, все «глянцевые» темы желтой прессы – надо признать, не «в лоб», а мягко, в каскаде двусмысленных высказываний, в водопаде острых пикировок. Это мир комических ситуаций и парадоксальных совпадений, клубок страстей и недомолвок.

Режиссер мягко «подыграл» автору – в постановке трудно говорить о новаторских решениях мизансцен или оформления, об особой оригинальности трактовки этой комедии, которая стала очень популярна сейчас. Но динамика действия, яркость подачи актерами своих ролей, шутки «на грани фола» невольно увлекали и заставляли смеяться даже тех, кто предпочитает задуматься над тайнами бытия. В конце концов, кто из нас не позволяет себе маленькие слабости?

«Таксист» – маленькая слабость театра на Юго-Западе, то самое исключение, которое подтверждает правило. А правило театра и Валерия Беляковича – это полные жизни и огня спектакли, которые потрясают, «перетряхивают» внутренний мир зрителя и заставляют его задуматься.

Не это ли главное в театре?

 

Анастасия Лямина

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт