на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Риторический вопрос, уходящий в вечность ("Мещане" в постановке Учебного Театра)

Риторический вопрос, уходящий в вечность (Мещане в постановке Учебного Театра)

Проблема "отцов и детей" занимала умы мыслителей всех времен, но Максим Горький сформулировал ее, как риторический вопрос, уходящий в вечность… Ни "Васса Железнова", ни "Мещане" не дают ответа на отчаянное "Как же быть? Как сохранить семью, как связать разомкнутую связь поколений?" Однако обе пьесы так отчетливо и с таким волнением рассматривают разные проявления семейного неблагополучия, что вновь и вновь, в смутные времена, появляются на сцене и заставляют зрителей задуматься. "Васса Железнова" сейчас идет в ТЮЗе, "Мещане" поставлены в Учебном театре театрального училища. О последнем спектакле хотелось бы поразмышлять, ведь он интересен не только игрой молодых актеров, но и современным восприятием сюжета и проблематики горьковской пьесы.

  Атмосфера закоренелого "домостроевского уклада" скрупулезно воссоздана режиссером спектакля заслуженным деятелем искусств России Львом Беловым по ремаркам драматурга: есть тут и "круглый стол", и аккуратно, "правильно" расставленные стулья, и мерно тикающие старинные часы, отсчитывающие долгие минуты бесцельно проживаемой жизни… Мучительно долгими они кажутся не только детям Бессеменова - Петру, слоняющемуся без дела бывшему студенту, и Татьяне, учительнице, не находящей радости в жизни из-за отсутствия любимого дела, мужа и друзей, но и самим старикам – зажиточному мещанину и его жене Акулине Ивановне которые, вырастив детей, дав им образование, тем не менее, пришли к выводу, что жизнь прошла зря…

  Удивительно реалистичная игра А. Красненкова в роли Бессеменова заставила нас, зрителей поверить в его "нелегкую мещанскую" судьбу: уверенность в "своей правде" и в то же время мучительные переживания из-за разлада в семье отражались в каждой взрывной фразе и в каждом усталом уставшем жесте главы дома.

  Мать, Акулина Ивановна (Т.Рябова), всячески стараясь примирить семейство, играет роль громоотвода. В спектакле, как и в пьесе, этот образ не столько отличается яркостью, сколько "разряжает" конфликтное поле в доме Бессеменовых. Жизнь каждого из персонажей мещанского дома наполнена тягостью бытия, и игра актеров это передает убедительно и достоверно.

  А. Мошкова не наделяет Татьяну ни надменностью, ни жеманностью, что подчеркивал драматург, молодая красивая актриса ограничивается демонстрацией усталости своей героини – от жизни, от себя самой и окружающих. Это суживает рамки образа. А.Деулину, игравшего Петра, на мой взгляд, эта роль тоже не вполне удалась, хотя актер сумел искренне передать влюбленность своего героя в белокурую Елену Николаевну (М.Мартынова).

  Образование не принесло молодым героям свободы и счастья, не помогло им определить жизненные цели. Лень и уныние, наряду со спонтанными вспышками протеста против родительского гнета, уподобляют детей тем же самым обывателям, которых они презирают, делают их представителями мещанства, от которого они пытались бежать.

"Татьяна: Все это выдумано. И всегда в книгах описывают жизнь не такой, какая она на самом деле… у нас, у тебя, например…

Поля: Пишут про интересное. А в нашей жизни- какой интерес?"

  Старинные настенные часы все тикали, а жизнь не становилась для молодых счастливее и ярче, как, например, для Перчихина - отца Поли. Полуумный нищий птичник, вызывающий лишь жалость у домочадцев, был, на самом деле, счастлив! Ведь каждая минута жизни приносила ему радость и ту истинную свободу, о которой так мечтали молодые…Рваное пальто, стертые лапти, но…улыбающиеся глаза и неисчерпаемая доброта, кажущаяся такой наивной, но такой чистой и настоящей! Образ жалкого, а порой и комичного юродивого вызвал искреннюю симпатию у зрителей не только за великолепно сыгранную роль (П.Рыков), но и как увидевших в этом образе то, то искреннее и откровенное, ради чего приходит в театр каждый из нас…

   Спектакль не отвечает на вопрос, как примирить поколения, но ясно показывает, что

дети гораздо больше похожи на родителей, чем они готовы это признать, и что переустройство общества следует начинать с самого себя, равно как искоренение мещанства. 

Мурина Ольга

 

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт