на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  О знаках, о звуках...

21 октября пришедшие на концерт в консерваторию были удивлены (очарованы?) присутствием в холле перед концертным залом мольбертов, картин, наполнивших безликое ранее пространство выразительностью графических лиц, аквамариновой загадочностью рельефных масок, расплывчатыми, туманными, ускользающими образами акварельных пейзажей. И очарованы (удивлены?) непривычной многозначностью, наполненностью, красотой  прозвучавшей – современной – музыки.

… Для того, чтобы музыка была написана, она должна быть услышана. Звучащая внутри музыка испытывается сомнением – насколько она выразительна? Вопросом – как найти для звука знак, который сделал бы его звучащим и для других? И еще. Сочинение музыки, как и всякий процесс, связанный с самовыражением, рождает вопрос о новом и старом, своем и чужом. Но острота этих вопросов успокоена мыслью о том, что уже много веков музыка скорее интерпретирует, чем изобретает еще не произнесенное. Если представить, что востребованные XX и XXI веком техники есть варьируемое временем прочтение музыке знакомых «слов», то другой смысл приобретает и проблема своего стиля.

В основе настоящей музыки – ее настоящесть: доброта, свет, искренность. Музыка способна передать любовь – к людям, событиям, жизни, - если любовью вдохновлено творчество композитора.

Общение с мастерами (Н. Сидельниковым, Э. Денисовым, А. Шнитке) дало опыт серьезного, трепетного отношения к музыке, искусству, творчеству. Многолетнее общение с миром театра подсказало мысль о сути театральной музыки, о ее соприкосновениях и расхождениях с музыкой инструментальной («чистой»). Музыка способна открыть новое дыхание в театральной пьесе, приоткрыть светлое в беспросветном («Мелкий бес», по Ф.Сологубу), трогательное – в жестоко-беспокойном («Майн кампф» Д.Табури), простое и человечное – в усложнено-абсурдном («Процесс» Ф.Кафки). Театр подсказывает идеи для не театральных сочинений. Так, театральный «Процесс» дал жизнь совсем другому отношению к книге Кафки, выраженному в Десяти эпизодах для оркестра. И он же сфокусировал внимание на универсальной значимости процесса (процессуально всё), на всеподчиняющей энергии времени.

Сюжеты, сочиненные театром, книгами, жизнью, дают повод для их музыкального осмысления. И, конечно, ставшие музыкой «сюжеты» помогают оценить красоту тишины, паузы, часто не замечаемую в иной, не музыкальной среде. А ненавязчивое, тихое соло, преодолевающее мощб тутти, заставляет задуматься об излишней беспокойности, суетности и суетливости, охватывающих нас в процессе поиска, доказательства, самоутверждения, общения…

 

Алевтина Бояринцева

 

 

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт