на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Перекресток культур. Бонусный мэйнстрим от «Прибоя»

Этой осенью организаторы Центра Современного Искусства пообещали зрителям «бонусную раздачу позитивной энергии». У меня мгновенно зародилось сомнение. Во-первых, относительно бонуса. Во-вторых, относительно позитива. Причем позитив был объявлен не единожды. Ведь Международный мультимедийный фестиваль так и называется «Осень # …». Именно со знаком «диез», который символизирует повышение основного тона звукоряда на полтона вверх. Переводя на человеческий язык – хорошее и очень хорошее настроение. Аббревиатура - дело обманчивое, впрочем, как и экспериментальное искусство, которое торжествовало в эти дни на площадках кинотеатра «Прибой».

Осенний фестиваль был задуман организаторами как многомерное событие, вмещающее в себя различные течения современного искусства, которые выступают вне рамок мейнстрима поп-культуры: аудио и видео-эксперименты (кино, видео, анимация), художественные и медийные  перфомансы. 

Скажу честно: ожидания не обманули меня. Действо проходило на нескольких площадках. Зрители, гонимые суровым холодом неотапливаемого помещения и любопытством, перемещались из малого зала в большой, и наоборот.

Меня чрезвычайно заинтересовал проект «экспериментального оперного театра» ЦСИ, обещавший «сумасшедшие идеи относительно компиляции классического романса и оперных арий» (цитата из пресс-релиза). Заявка сильная, благо эксперименты с классическим репертуаром мало кому удаются, тем более сумасшедшие. Я сидела, внимала до боли знакомые арии и романсы, удивлялась то себе, то вокалистам, то вслух, то про себя. Конечно, с натяжкой можно назвать традиционное исполнение попсовых «Ты взойди, моя заря», «Сердце красавицы», «Звонче жаворонка пенье» своеобразным экспериментом над человеческой психикой. Или этот экстрим касался самих вокалистов, которые якобы экспериментировали над своими голосами? Или я должна была напрячься и расслышать ту самую «компиляцию»? Скорее, оперный эксперимент не сумасшедший, а, мягко говоря, неудавшийся. Впрочем, дежурное исполнение классической попсы ничуть не омрачило впечатления от происходящего после. 

А после позитивной раздачей энергии занимались Stakhanov-party и Markscheider Kunst & Tres Muchaches, которые в этот дождливый вечер были как никогда великолепны. Продрогший народ все активнее притопывал ногами и прихлопывал руками в такт столь дорогим русскому сердцу кубино-латинским мелодиям. Волна южного солнца, душистого кварца, отвоеванной беззаботности и лопающихся шариков захлестнула все пространство «Прибоя». Сердце вздрагивало, таяло и окончательно растворялось в уже жизненно необходимых словах песни «тум банана кукуе».  По мере развития действа в ход шли не только хиты советских стиляг, но и приджазованные мелодии из детских фильмов («Мама», посв. Л.Гурченко). Осенняя вакханалия сопровождалась видеорядом трогательного мультфильма «Белоснежка и семь гномов». Часы пробили полночь, а эксперимент все продолжался показом видеоарта «Уставший снег – 3бис».

В чередовании незамысловатых зарисовок «из жизни» и философских полотен «о жизни» сознание уносилось в просторы психоделики. «Картины ветра» Леонида Тишкова, «Резня» и «Pop-corno» Кирилла Шувалова, «Дачный монстр» Татьяны Новиковой, «Кротоскобризмус» Владимира Кобрина, «Дорога жизни» Нодари Федорова, «Another Place and Yet the Same» Маши Годованной и некоторые другие работы - безусловно, талантливые произведения. Концентрация мысли,  точность движений, парадоксальность и кальвинизм (желание дойти до самой точки) – главные достоинства представленных работ. Конечно, проект видеоарта – в чем-то жестокий эксперимент над человеческой психикой. В итоге кто-то не выдержал напряжения обобщений и перепада настроений, кто-то потребовал из зала зычно и сочно «позитива», который к утру сходил на «нет», кто-то направил свои стопы к «Василеостровской». Однако кто обещал, что «будет легко»? Каблуки стоптаны, голова переполнена. Но у нас есть время до следующей «Осени #...», чтоб сбросить каблуки и расчистить мыслительное пространство для впечатлений.

Наталья Колесникова

 

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт