на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Новая жизнь старого спектакля

Новая жизнь старого спектакля

Картинка 9 из 1625 и 27 марта в Нижегородском театре оперы и балета состоялась премьера любимого детьми и взрослыми, знаменитого «Щелкунчика» П.И.Чайковского. Может быть, немного поздновато для рождественского чуда, но исполнение премьерного спектакля приурочили ко дню театра, праздника, который ежегодно отмечается 27марта во всем мире.

Новую жизнь в апробированную многими годами исполнений постановку вдохнула балетмейстер Минского Музыкального театра Н.Н.Дьяченко, уже известная нижегородскому зрителю по балету-феерии «Пламя страсти и любви».  Кажется, «Щелкунчик» всегда был в репертуаре нижегородских артистов,  и каждое представление пользовалось неизменным успехом, но даже самые любимые балеты нужно обновлять, иначе они теряют свою свежесть, прелесть и волшебство.

Первоначально спектакль был поставлен М.Петипа и Л.Ивановым в 1896 году в Мариинском театре.  К сожалению, о той легендарной постановке, в которой танцевали в первом акте Клару (так в некоторых странах главную героиню называют по сей день) и Щелкунчика -  дети, а во втором акте -  взрослые, не сохранилось никаких документов.  О роскоши балетной сказки можно судить лишь по немногочисленным фотографиям. Даже вальс снежных хлопьев, гениально сочиненный Л.Ивановым, не выдержал испытания временем.

Сегодня для «Щелкунчика» устоявшейся и канонизированной считается хореография прославленного ленинградского балетмейстера  В.Вайнонена, которая, использовалась во всех театрах страны, в том числе и Горьковском. Премьерный «Щелкунчик» 2011 года предстал перед публикой во всем блеске обновленного облика, с новыми декорациями и костюмами Е.Спекторова в хореографии В. Вайнонена, но в авторской редакции Н.Н.Дьяченко. Она взяла на себя смелость обновить несколько фрагментов ставшего уже историческим спектакля. О некоторых секретах своей работы хореограф-балетмейстер Н. Н. Дьяченко поделилась с нами.

- Нина Николаевна, почему Вы перенесли на сцену Нижегородского театра свою редакцию хореографии Вайнонена?

- Я сделала свою версию спектакля, потому что некоторые фрагменты традиционной постановки требовали пересмотра. Например, первая картина второго акта – Грот. У Вайнонена она была решена очень странно, и, на мой взгляд, не музыкально. Вместо летучих мышей, задача которых не пустить принца и Машу в волшебную страну, появились бабочки. Откуда и для чего они в спектакле - не понятно. Добрые бабочки, которые препятствуют героям – это, по меньшей мере, странно и нелогично.

Мне пришлось сделать несколько купюр и в первой картине первого акта, она была бесконечно длинна. Сегодня лишь такие большие театры как Мариинский (я считаю этот театр  музеем балетного искусства), могут сохранить полные редакции балетных спектаклей. У них идет «Раймонда», «Баядерка», все старые постановки без купюр. Там сильна традиция, зритель Санкт-Петербурга об этом знает. И он идет на «Щелкунчик» с бесконечной «гульбой» гостей, которые хореографически почти никак не «прорисованы», и нескончаемыми мизансценами. Так, мне смешон танец Гросфатер (от немецкого - большие родители, т.е. бабушки и дедушки). Его танцуют с тростями, очками, со смешными старомодными шляпами, изображая стариков. Я сделала купюры, чтобы действие было более динамичным.

Этот спектакль я поставила в Минске  пятнадцать лет назад, и все представления просматривала в зале, следила за реакцией детей. Когда идет действие, юные зрители сидят, затаив дыхание, как только начинаются длительные мизансцены или долгие хореографические номера, им становится скучно. Зато интересно взрослому поколению. Мне хотелось создать спектакль для семейного просмотра, чтобы было захватывающе и для детей, и для родителей.

- А какие-то проблемы возникали в процессе работы над спектаклем в нижегородском театре?

- Сложностей никаких не было, ни с труппой, ни с постановочной частью. Все, что задумала, получилось.

- Ваша редакция, в каких театрах она еще идет?

- В Минском Музыкальном театре.

- Совсем недавно в телевизионной передаче «Культурная революция» обсуждалась тема: классический балет – пережиток прошлого? наступила эра современного искусства танца? Какова Ваша точка зрения. Нужен ли в наше время зрителю «Щелкунчик»?

- Мне это странно слышать, я много лет жизни посвятила классическому танцу. На западе существует много частных трупп, и практически каждый вечер идут современные балеты, но если приезжают коллективы с классическим спектаклем, билетов не достать. По реакции публики видно -умер классический балет или нет. Я, честно говоря, не ожидала такого приема. Ведь «Щелкунчик» - это не шекспировские чувства, здесь пастельные, пасторальные тона. Но реакция зрительного зала меня порадовала. Ничуть не хуже той, что была четыре года назад, когда я ставила балет «Пламя страсти и любви». А  там использовалась классическая «шлягерная» музыка – «Вальпургиева ночь» Гуно, «Болеро» Равеля, не говорю уже об испанском дивертисменте. В этой постановке музыка будит темперамент. А в «Щелкунчике» на первом плане чувства любви, сострадания. Это очень тонкая материя, но зритель ее почувствовал.

- Что Вы пожелаете артистам?

- Каждому в отдельности я желаю любви, совершенствовать себя в профессии, карьерного роста, и, конечно же, не забывать о сострадании.  

Спектакль получился светлым, радостным, добрым и ярким. Его с удовольствием смотрят и дети, и взрослые. Гениальный хореограф Л.М.Лавровский говорил: «Счастлив художник, который хотя бы в малой степени своей деятельностью участвует в процессе развития искусства. Проходит время, и непосредственный успех того или иного спектакля исчезает. Жизнь любого, даже самого гениального, спектакля коротка. Но принципы, внесенные художником в непрерывное развитие искусства, не умирают, они вечны. Они живут в творчестве других людей, в других спектаклях других времен».

Беседовала Любовь Меркурьева

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт