на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Как трудно быть…

Как трудно быть…

         Утро. На часах 9 часов 30 минут. Сергей Куракин подходит к балетному залу. Еще нет артистов, они придут позже, и начнут готовить свое тело к работе. Это его время, его зал для составления урока. Что такое балетный урок? По сути – это движения, соединенные в комбинации. Сначала у станка, потом на середине зала и прыжки. Все всем давно известно, и, казалось бы, монотонно и муторно. С десяти лет одно и тоже. Но только не у этого педагога. Он не составляет свои комбинации, он их сочиняет, рождает, как хореограф балет. Каждая его комбинация - танец или маленькая история, рассказанная за 32 такта. Во многом Сергею Валерьевичу помогли уроки прославленного мастера А.М.Мессерера, которые он изучал. В классе Куракина любая девочка может почувствовать себя Жизелью или Джульеттой, каждый мужчина принцем Альбертом или цирюльником Базилем. Он раскрывает внутренний мир танцовщиков. На уроке часто слышится  – «Потанцуйте!» Его дансантные комбинации всегда музыкальны и логичны, танцевальны и изящны. Даже технические сложности он преподносит так, что они исполняются легко и уверенно. «Ничего сложного нет, подтянитесь на бедрах, плечи опустите и все получится». Сергей Валерьевич не любит, когда его комбинации делают неверно, что-то добавляют от себя. Тогда берегись! -  «Поступайте на балетмейстерское отделение!» В балете без железной дисциплины нельзя. Но покидая стены зала, он снова превращается в мягкого, веселого, доброго и понимающего друга, коллегу, наставника.

В творческой жизни Сергея Куракина было все: и восторженные поклонники, и цветы, и любимые партии, и интересные гастрольные поездки. Горький был закрытым городом, но балетная  труппа театра ездила много, хотя только по Советскому Союзу. Заграница была доступна лишь столичным труппам.  Ему повезло, в составе солистов Большого и других театров он перед Олимпиадой 1988 года поехал  с гастролями в Корею. Мог ли мечтать маленький непоседа, занимаясь в балетной студии в городе Закамске, что  когда-то он выйдет на одну сцену с Бессмертновой, Анисимовым, Федоровым. Но назвать это просто везением нельзя, в балете ничего не дается легко. Танцовщик осознано шел к поставленной цели. С отличием окончил училище, проверил свои силы в разных коллективах. Предложений было много, но он почему-то выбрал именно Горьковский театр, в котором сразу станцевал партию любимого шута из «Лебединого озера», па-де-де из «Жизели» и роль Лиса в премьерном спектакле «Маленький принц». Судьба иногда преподносит удивительные сюрпризы!

Сергей по натуре творец. Ему не интересно просто повторять хореографический текст. С каждым спектаклем он открывает для своих поклонников новых Нурали «Бахчисарайский фонтан», Базиля «Дон Кихот», Колена «Тщетная предосторожность», Щелкунчика «Щелкунчик», Шута «Лебединое озеро», Фауста «Мефистофель», графа Резанова «Юнона и Авось», Квазимодо «Эсмеральда», Швабрина «Капитанская дочка», Кумана и наездника «Князь Игорь». Он - такой исполнитель, который находится в постоянном поиске информации. Киноленты, телепередачи, литературные произведения – ее источники.  Работа над образом не оканчивается в стенах репетиционного зала, она продолжается и дома перед зеркалом или за чашкой чая. Мастер всегда сам придумывает грим для новых ролей. Сначала делает эскиз, а потом переносит на лицо. Перед генеральными репетициями пробует грим, примеряет на себя образ персонажа. Сергею близки характерные роли, которые дают возможность пофантазировать или пошутить, будь-то положительный Базиль или отрицательный Швабрин. В канонической балетной классике такого себе позволить нельзя.

Несмотря на большую занятость в театре и гастрольные поездки, Сергей продолжал заниматься музыкой. Кроме баяна танцовщик освоил фортепиано и гитару. «Если бы было нужно, и на трубе выучился играть». Ему нравится импровизировать, придумывать что-то новое. Кроме музыки, не последнее место в творчестве Сергея Куракина занимало рисование, были даже опыты с маслом и акварелью. К сожалению, творческому человеку всегда не хватает времени, но возможно к живописи он еще вернется.

За долгую сценическую карьеру у Сергея Куракина было много партнерш по сцене, опытных и юных, только вступающих на трудный и тернистый путь к славе. Долгое время Сергей танцевал с Еленой Урюпиной. Это был красивый и гармоничный дуэт. Что бы они ни танцевали - «Щелкунчик», «Дон Кихот» или «Мефистофель» -  все в этой паре восхищало.

Танцевать с таким маститым партнером сейчас для молодых танцовщиц и большая удача, и ответственность. Сергей Валерьевич поддерживал своих партнерш всегда и как кавалер, и как педагог. Елена Семенова вспоминала, как однажды танцевала с ним «Юнону и Авось». «Вышла на сцену и растерялась, то ли от света, то ли от волнения, но когда увидела огромные голубые выразительные глаза, сразу успокоилась». Куракин всегда поможет, всегда вовремя найдет нужные слова, а иногда достаточно лишь одного его взгляда.

Своими партнершами он всегда был доволен, танцевал и с Людмилой Телиус из Саратова, и с Еленой Лемешевской из Чебоксар, и со всеми находил контакт. «Я не могу сказать, какая балерина лучше, мне удобно было со всеми, потому, что они - профессионалы своего дела».

Героя моего рассказа я не случайно назвала по имени отчеству. Сегодня Сергей Валерьевич занимает должность педагога-репетитора в театре. А несколько лет назад преподавал в театральном училище на хореографическом отделении. Его ученики теперь танцуют в разных городах. А.Бутримович -  в Минске, А.Печенев  колесит по всему миру с ансамблем «Березка», В. Козлов – ведущий танцовщик Нижегородского театра.  Сергей Валерьевич, радуется их успехам, гордится удачно исполненной партией. Ученики не могут быть бывшими, они остаются ими навсегда.  Потому что именно педагогу они обязаны своими первыми шагами на сцене, своими новыми партиями, своей сценической жизнью.

         Человеку не дано знать, что с ним произойдет завтра, и как повернется его жизнь. Было бы неинтересно, если бы всегда была ясная и солнечная погода, не познав неудачи, мы никогда не сможем оценить благодать. Талант – это дар, Божий дар, и надо уметь им правильно распорядиться. Талант – как дитя, его нужно взращивать и лелеять, но, прежде всего, очень много трудиться. У Сергея Куракина много проектов. Писать музыку, вернуться к живописи, поставить хореографический номер, а может быть спектакль, но самое главное – вырастить сына. И кто знает, может быть это будет начало балетной  династии.

Студентка II курса ФДО

Любовь Меркурьева

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт