Вот такие дела
Имя народного артиста России Зураба
Соткилавы давно знают как в России, так и далеко за ее пределами. Долгая
сценическая жизнь, головокружительная карьера в Большом театре – что это –
везение? Дар свыше? Или кропотливый каждодневный труд? На эти и другие вопросы
мэтр отечественной оперной сцены ответил специально для журнала «Консонанс».
-Зураб Лаврентьевич, Вы довольны своей
судьбой? Тем, что служили искусству в главном театре страны?
-
Конечно. Моя карьера в Москве сложилась
удачно. Из Тбилисского театра, где я работал, меня пригласили прослушаться в
столицу. В 1973 году я пел партию Хозе в опере «Кармен». Все прошло гладко.
Столько спевок, столько сценических и оркестровых репетиций не было ни у одного
артиста. А мне повезло. В этой же постановке на партию Кармен в то время вводилась
также молодая певица. Поэтому у меня было достаточно времени спокойно выучить
все мизансцены.
После первого же выступления мне
предложили перейти на работу в Большой театр. И 20 января 1974 года я уже был
зачислен в штат. Оперная труппа приняла меня хорошо. Я пел в «Кармен», «Тоске»,
«Трубадуре», в грузинской опере «Похищение луны», режиссером которой, был Борис
Покровский. Затем были итальянские оперные шедевры «Сельская честь»,
«Бал-маскарад», «Отелло». Со временем стал петь и русские оперы - «Иоланту»,
«Бориса Годунова», «Хованщину». Все
складывалось хорошо. Какие партии Вы исполняете в Большом
сегодня?
Пою только «Набукко», четыре раза в год. В этом сезоне
к открытию Большого театра, ставят «Руслана и Людмилу», мне хочется спеть партию
Баяна, которую когда-то великолепно исполняли Козловский и Лемешев. Мне интересно работать в этой постановке. И
самое главное - я люблю Большой театр. К сожалению, там мало осталось тех, кого
я знаю, в основном работают молодые. Но Большой как был для меня Святым местом,
так и остался, несмотря на все изменения, которые там произошли, и с
художественной стороны тоже. Но я надеюсь, что все возродится, во всяком
случае, у меня есть надежда. В театр приглашены хорошие дирижеры, и даже если
не будет главного, то будет профессиональный коллектив, в котором каждый
отвечает за свой спектакль. Думаю, это будет наилучшая модель театральной
реформы.
- А есть что-то
неспетое, неосуществленное?
-То,
что я не сделал в Большом, осуществил в других
театрах. Например, дебютировал в «Дон Карлосе» в
Норвегии, исполнял партию Князя Игоря в Лондоне. Когда учился в Италии, пел
«Лючию де Ламмермур», «Богему», «Риголетто». С приходом в Большой театр
я потерял эти спектакли, потому что там был другой репертуар, для крепкого
драматического тенора.
- Кто для Вас был главным авторитетом в
Большом театре?
Это,
конечно, Борис Покровский. Я считаю, что это гениальная личность, и все
спектакли, которые он поставил – шедевры. Как работал Борис Александрович с певцами - такого я
не видел нигде и, думаю, никогда больше не увижу. Тем, что я умею делать на сцене -
этим я обязан Борису
Александровичу.
-Зураб Лаврентьевич, Вы помните свой
первый спектакль и первую партнершу по сцене?
-Помню,
конечно. Это «Тоска», премьера которой состоялась на сцене Тбилисского театра 13 февраля 1966
года. Роль Тоски исполняла потрясающе красивая
Тамара Тартакишвилли. После того, как я перешел работать в Большой
театр, я не переставал сотрудничать с Тбилисским театром, показывал там все
свои премьерные спектакли и концерты. Честно скажу, всегда волновался в Тбилиси
больше, чем в Москве. Потому что там родная публика, которой хочется показаться
как можно лучше.
- Кто-то из современных режиссеров,
дирижеров Вам нравится? С кем Вам хотелось бы поработать?
-
Мне никого не хочется обидеть, но режиссеров такого класса как Покровский или
приближающихся к его уровню – нет. Да и таких дирижеров как Хайкин, Светланов,
пожалуй, тоже нет.
- Какие современные постановки Вы можете
назвать удачными?
-
Скорее всего - «Евгений Онегин» Дмитрия Чернякова. Консервативная публика, которая видела
постановку Покровского, не восприняла спектакль. Вишневская обругала его и
заявила, что больше не зайдет в театр после такого позора. Я не сразу решился
его посмотреть. Моя дочь, увидев, сказала, что только так и надо ставить
«Евгения Онегина». И мне стало интересно, что же в нем нового. Да, много
спорного, но спектакль очень хорошо смотрится, современный, живой, артисты не
стоят на месте как свечки, мизансцены продуманы – это уже хорошо. Неплохой
вокальный уровень. Мне постановка показалась интересной, и режиссерская работа
понравилась. Дмитрий Черняков, кстати, будет ставить «Руслана и Людмилу».
-А сейчас Вы много гастролируете?
-
Несмотря на то, что стал старше, я в Москве спел пять
сольных концертов. Все с разной
программой. Искал новые формы, чтобы было интересно, нельзя же петь с 1975 года
одно и то же. Задействовал своих учениц, студенток Московской консерватории.
Эти девочки сделают отличную карьеру.
-На концерт в Нижний Новгород Вы приезжали с
Ксенией Леонидовой и Марьям Соколовой.
Расскажите, пожалуйста, о них.
-
Ксения Леонидова учится на третьем курсе консерватории, Марьям Соколова перешла
на четвертый. У Марьям все складывается хорошо. Уже
есть приглашение прослушивания за
границу. Леонидова делает большие успехи. У нас с ней совместный проект.
- Почему на Ваш взгляд так мало
юношей-студентов? Мужчины не хотят петь?
-
Думаю, дело в следующем. Сейчас что-то происходит с природой: поздняя мутация
голоса, в 18-19 лет голос еще меняется. В прошлом году прослушивались очень
слабые ребята. В этом году хвалили
одного из трехсот человек. Почти со всей России приезжают поступать в
Москву, и из такого количества один тенор – это ненормально. Раньше юношей было
значительно больше. Они по другим причинам могли не попасть в консерваторию, но
голоса были хорошие.
- Своих учеников Вы оберегаете?
-
Я их учу - как жить. В том смысле - как жить так, чтобы хорошо петь. Я
счастливый педагог, потому что у меня всех учеников приглашают работать в
театр. Я стараюсь принимать в свой класс образованных студенток лет в 17-18
- пианисток или хоровиков, потому что
они как пластилин, из которого можно что-то «сотворить».
- Что Вы говорите своим выпускникам,
когда они оканчивают консерваторию?
-
Часто спрашиваю их - что я вам такого
«хорошего» сделал, что вы, уходя, забываете про меня, и даже никогда не
звоните. Хотя я понимаю молодежь - у них
своя жизнь, проблемы, они заняты. Но некоторые так уходят, как будто я их
ничему не научил, несмотря на то, что они поют
в лучших театрах.
- Что Вы можете сказать о современном
зрителе? Он отличается от любителя оперы прошлого?
- Я могу сказать о своей публике. На мои
концерты зритель ходит подготовленный, это слушатели из плеяды старых
поклонников оперного искусства. Но я всегда радуюсь, когда вижу молодые лица.
Молодежь интересуется моим голосом, моей техникой, моим пониманием музыки.
Потом они приходят за кулисы, спрашивают обо всем. Это, конечно, приятно.
Чувствую себя снова молодым.
- Как оцениваете в целом культурный
уровень современного слушателя?
- Он
явно упал. Раньше музыканты и певцы выходили на концерт с сочинениями одного
автора. Исполняли произведения разных периодов его творчества. Сегодня на это
мало кто идет. В этом году я планирую
концерт в Малом зале консерватории только из произведений Рахманинова. Сейчас
это большая редкость, из певцов монографических программ почти никто не делает.
Даже оркестр, играя серьезную музыку, в конце исполняет популярные произведения
– хиты. Это уже принято.
- От чего зависит образованность
публики? Все идет из семьи?
-
Нет. В советские времена было много музыкальных школ, училищ, академическая
музыка пропагандировалась. Существует такое мнение, что тогда была под запретом определенная музыка.
Я слушал все – Битлз, джаз, блюз. Привозил пластинки из-за границы и приносил
их в Тбилиси на радио.
Сейчас все советское принято ругать. Согласен, есть
что ругать, но было и хорошее. Например, пропаганда академического искусства,
просветительская деятельность на телевидении. Меня часто спрашивают, почему по
телевидению кроме попсы ничего не показывают? В течение двадцати лет
пропагандируется такое, если так можно выразиться - искусство. Современные песни не западают в
душу. Молодежи просто не на что ориентироваться. Какую продукцию выдают
нынешние авторы, то и вынуждена потреблять современная публика. А зрителя, как
известно, нужно воспитывать. Я пытаюсь это делать, исполняю на концертах
знаменитые арии, но бороться с ветряными мельницами – неблагодарный труд.
- Как Вы думаете, что можно сделать,
чтобы исправить ситуацию?
-
Нужно показывать по телевидению мировые оперные шедевры, великих исполнителей.
Иногда такие программы идут по каналу «Меццо», редко по «Культуре». Опера – это
специфический жанр, ее нельзя слушать в машине, ее надо смотреть на сцене. Даже
бегущая строка, если оперу исполняют на иностранном языке, отвлекает. Отвлекает
от артиста, от действия, и спектакль уже не производит такого впечатления. Надо
заранее подготовиться к встрече с оперой, хорошо ее знать, а потом наслаждаться
музыкой и пением артистов. Этого сейчас нет. К телевизору на четыре часа никого
не посадишь. Значит надо искать какую-то другую форму. Показывать отдельные
фрагменты, интересно рассказать о
сочинении, чтобы человеку захотелось пойти в театр и посмотреть спектакль
целиком.
Поскольку
я делал много программ на телевидении, то получал очень много писем, в том
числе из провинции, где не было музыкальных театров, а оперу можно было
услышать лишь по телевидению. В письмах был полный разбор произведений на
уровне музыковедов, музыкальных критиков. Такой интерес к оперному искусству
был лет 20-30 назад.
–
Что Вы сейчас можете пожелать истинным любителям оперы?
-
Прежде всего, чтобы театры давали хорошую продукцию, которая заинтересует
публику. Хорошая продукция – это яркие спектакли, сильные исполнители, интересные современные
постановки. Ну и, конечно, зрителя надо вовремя информировать, чтобы не было
недоразумений. Большое значение имеет реклама. Сейчас ее очень грамотно делают
в шоу-бизнесе - концерт через полгода, а
афиши уже расклеены по всему городу. А у меня концерт послезавтра, а афиши
расклеивают сегодня. Конечно, зал я соберу и в такой ситуации, но я артист, и
тоже хочу быть на виду, чтобы меня знали и помнили мои поклонники. Недавно пел
в одном концерте, меня объявили, а две дамы переглянулись, и одна спросила: «А
он еще поет?» Вот такие дела.
Беседовала Любовь
Меркурьева
|