на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  СПЕШИТЕ ЛЮБИТЬ

СПЕШИТЕ ЛЮБИТЬ

(Впечатления от премьеры благотворительного спектакля)

Любить - это находить

в счастье другого

свое собственное счастье.

Г. Лейбниц

О счастье

Вряд ли можно найти человека, который бы не хотел быть счастливым. «Да, но счастье мимолетно! Нельзя надеяться на него» - возразят одни. «Счастье, как и весна, каждый раз меняет свой облик» (А.Моруа), - вздохнут с легкой грустью другие. «Поди, отыщи!» - добавят третьи. Любопытны кажутся и  результаты психологических исследований специалистов Германии и США, касающиеся заданной темы. Оказалось, что настоящее счастье человек способен испытать лишь после 74 лет (!) - это было бы смешно, если б не было так грустно, ведь средняя продолжительность жизни в России в настоящее время составляет 73 года для женщин и 60 лет для мужчин. Вопрос - смогут ли наши соотечественники когда-либо узнать, что же такое настоящее счастье?

Вспомнив о воспитанниках детских домов, онко-больных детишках, отказниках в роддомах, становится совсем тоскливо. Чего им, только пришедшим в мир, теперь ждать от жизни? На что надеяться? Казалось бы, безрадужное детство! Однако можно и в 90 жить, ропща на судьбу, и в 10 лет ощутить счастье, как это произошло с героем новеллы Эрика-Эманнюэля Шмитта «Оскар и Розовая дама», Оскаром. Кто знает, сколько ему отпущено? Одному Богу известно! Несмотря на возраст, чем раньше человек поймет, как удивителен каждый прожитый им миг, тем больше шансов обрести это призрачное счастье. А ключик к нему прост – счастье прямо пропорционально отданной любви…

О благой цели

Моноспектакль «Оскар и Розовая дама (Письма Богу)» по пьесе современного французского драматурга Эрика-Эммануэля Шмитта, поставленный режиссером Йошкар-Олинского театра драмы Леонидом Чигиным – первая ласточка, выпущенная в весеннее небо инициаторами благотворительного театрального проекта «Крылья» (НРОО «Благотворительность в Нижнем Новгороде» при поддержке Нижегородской Епархии и Волонтерского движения «Милосердие»). По словам о. Михаила Зазвонова (руководитель Отдела по взаимодействию с медицинскими и социальными учреждениями Нижегородской епархии, дирижер-хоровик по светской профессии), идея постановки принадлежит актрисе Елене Дертевой: «Именно она пришла с этой идеей. Нашла режиссера и помощников для реализации этого проекта». Так в проекте оказался задействован известный в России художник-постановщик из Уфимского театра драмы, Владимир Королев. «Мы тоже откликнулись на ее порыв к благотворительности,- продолжает иерей Михаил, - и увидели в этом хороший знак.- Собранные со спектаклей деньги направлены в помощь детям-сиротам и инвалидам. - Для Елены Владимировны это новая роль, но она замечательно справляется с ней, насколько искренне, насколько с душой она подходит к этому делу! А зритель видит искренность, чувствует сердцем и откликается. После спектакля люди выходят окрыленные. Пока не посмотришь сам, видимо, не поймешь, что это тебе нужно было, как ничто другое. Тех, кто остался бы равнодушным, просто нет».

Но в чем, собственно говоря, вся соль проекта, во имя чего церковь и театр объединили свои усилия? Ответ находим на одном из плакатов перед входом в зрительный зал Дома Актера: «Мы верим, что с помощью постановок, рассказывающих о взаимопомощи, любви к ближнему,  можно многое изменить в мировоззрении людей, добиться понимания значимости волонтерской деятельности как образа жизни». Актуальность события налицо, если уже с экранов телевизоров говорят о проблемах благотворительности!

Почему появилась идея обратиться к людям не через призывы и агитации, а с помощью искусства? Потому, что «разум ошибается. Чувства – никогда» (Шуман). Может быть, язык театра будет понятней языка цифр и фактов?

О новелле

Канун Рождества. Больница. Мальчик, больной раком, впервые за 10 лет своего пребывания на Земле пишет письма Богу. Так научила его Розовая дама, превратившаяся позже в Розовую маму. Среди всех женщин в розовых халатах, ухаживающих за больными, она выделяется тем, что, несмотря на свой преклонный возраст, не утратила радости к жизни. Еще она (бывшая кетчистка!) открывает ему тайны, делающие мальчика счастливым.

Самое страшное, что Оскару осталось жить 12 дней, а он многого не узнал, не понял. Мальчик рассержен и зол на трусливых родителей, скрывающих от него, что он смертельно болен. Оскар не верит в Бога, потому, что считает, что Бог как Дед Мороз, которым взрослые обманывают детишек. Зато он верит каждому слову доброй и смелой дамы, много повидавшей за свой длинный век. И теперь ему надо успеть смириться с тем, что смерть близка и неизбежна. Надо успеть впустить в свою душу Бога, чтобы доверить себя ему и с радостью придти в иной мир. А еще ему надо успеть вырасти! И он это сумеет сделать! Как? Спросите у Розовой дамы.

О спектакле

Каждая сцена – письмо Оскара Богу, в котором он рассказывает о том, что у него случилось за день. Розовая мама предложила такую игру - проживать каждый день за 10 лет! Теперь Оскару важен каждый час, он ходит с часами, на которые время от времени поглядывает, чтобы узнать, насколько он вырос. Так вместе с меняющимся мировоззрением Оскара меняется поведение героя Елены Дертевой. То зритель видит на сцене раздосадованного неудачей первого знакомства с Пеги Блю (его будущей «женой») пятнадцатилетнего мальчишку, то степенного благополучного мужчину, усыновившего Розовую даму, то – переживающего кризис среднего возраста человека, а то и умудренного жизнью старца, открывшего Бога. Но это моноспектакль, и актриса превосходно перевоплощается то в Оскара, то в пожилую даму, то доктора.

Мастерская работа В.Королева дает возможность погрузиться в происходящее целиком и полностью. Сцена, будто упакованная в черный полиэтиленовый мешок, большой сундук, игрушки и две лампы. Этого достаточно, чтобы рассказать историю о жизни и смерти, о сочувствии и милосердии. Зрение становится острее, а чувствовать начинаешь сильней. И режиссер вместе с художником-постановщиком находит целую систему символов, обращенных к подсознанию зрителя. «Отсутствие лишней декорации не мешает, а иногда и подчеркнет нужное. Сейчас очень часто используется принцип минимализма, - объясняет о. Михаил,- он не рассеивает внимание».

Первый, наиболее важный символ – свет – источник жизни. Так среди черных мрачных стен особенно ярко выступают два круглых светящихся шара – один в виде высокого фонаря (Розовая дама), другой – маленькой лампы (Пегги Блю – девочка с голубым цветом кожи, который меняется по мере ее выздоровления до теплого желтоватого света). Это самые близкие Оскару люди, дарящие его надеждой и любовью. По контрасту с Пеги – молчаливой и светлой, лишь иногда глубоко моргающей своими большими глазами с длинными ресницами (что великолепно изображает подмигивающий шар), Сандрина по прозвищу Китаянка (из-за парика с черными прямыми волосами с челкой) предстала в исполнении Дертевой во всей красе! Диалог «со жвачкой» Сандрины с Оскаром – одна из ярких юмористических сцен спектакля. Особую трепетность ей придает постоянное сопровождение варганом – то привносящее восточный колорит, то изображающее учащающийся пульс мальчика при виде вытянутых для поцелуя губ Китаянки.

Сильной по эмоциональному воздействию, кульминационной является сцена, когда к Оскару пришло осознание, что весь этот мир – творение Божие, в нем рождается желание поделиться радостью неожиданного открытия со своими родными и близкими – родителями, Пегги. И этот миг похож на откровение, даже таинство. Из всех источников света не сцене горит лишь один прожектор. Тонкая полоска лунного света выхватывает хрупкую фигурку мальчика, поджавшего под себя ноги и широко раскрывшего от удивления глаза. Оскар «понял главное, и больше ему было здесь не интересно!» (о. Михаил) Это был миг счастья, похожий на бабочку (второй, но не менее важный символ в спектакле).

Бабочки (символ души, бессмертия, возрождения и воскресения, способности к трансформации), появившись уже на афише, точно письма, слетающие с рук мальчика, они не имеют земного адресата. Поэтому всякий раз, когда Оскар прикрепляет крылатое создание к стене – это означает новый этап в его жизни – перерождение его души на иной уровень. Однако бабочки, в земном их понимании, символ красоты и краткости бытия. Ведь в среднем они живут как раз около двух недель! Действительно, счастье подобно бабочке. «Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи. Оно придет и тихонько сядет вам на плечо» (Франкл В.)

Песок, как символ слабости, непостоянства, течения времени (с одной стороны), но и очищения (с другой). До сих пор я как наяву вижу три слова, ставшие главными для больного раком ребенка – Жизнь, Бог, приди! Написанные мальчиком на песке (насыпанном на прожектор, проекция которого направлена на потолок), они запечатлелись на небе. И пусть след от них размыло или ветром занесло, эти слова сказаны, а значит, мысль отдана Вселенной и механизм приведен в движение.

О музыкальном сопровождении

Когда долгое время находишься в больнице, по-другому начинаешь ощущать не только время, но и звуки. В стерильной тишине каждый шорох воспринимаешь острее, каждый стук что-то значит. Тонко к вопросу музыкального сопровождения спектакля отнеслись его создатели. «Режиссер отошел от обычных мелодий.- Рассказывает о. Михаил.- Ему хотелось, чтобы слова подчеркивали некие отдельные звуки. Поэтому спектакль сопровождает большое количество разных инструментов. А иногда, когда слышится мелодия, то она натурального характера». Первородные инструменты – ударные, духовые, использованные в сопровождении спектакля, стремятся  подчеркнуть идею естественности и реальности происходящего. Так со стонами и вздохами флейты, барабанным стуком сердца в спектакль просачивается жизнь. Но зачастую отдельные звуки служат лишь иллюстрацией  момента, хотя могли бы стать более насыщенным смысловым рядом.

«Ощущение присутствия, ощущение того, что происходящее на сцене происходит вживую, создается и тем, что когда мальчик слушает «Вальс снежинок» из «Щелкунчика» Чайковского, звук доносится не из стерео-колонок, а из маленького плеера, который мальчик держит в своих руках. Или, в спектакле есть лирическая часть, где звучит музыкальная шкатулка с мелодией всем известной «Yesterday». Эта музыка подчеркивает яркость открытия, которое сделал для себя мальчик. Он погружается в такой мир, что открыл ему Бог, который его впервые в жизни воодушевил! И она тоже звучит не в записи, а исходит из музыкальной шкатулки, которая у всех ассоциируется, прежде всего, с натуральностью».

О милосердии

«Этот спектакль – призыв к каждому человеку сделать что-то в своей жизни. Как это сделала обычная женщина, увидевшая умирающего мальчика и решившая ему помочь» (о. Михаил). Но что общего между спектаклем, письмами к Богу, работой волонтера и счастьем?

       Нитью, связующей эти звенья, является Милосердие. Удивительно, какое богатство смыслов сокрыто в одном слове! Внутренняя расположенность к добру, верность, основанная на внутреннем обязательстве, бескорыстная любовь, побеждающая предательство, любовь, которая не служит наградой за какие-то заслуги, а представляет собой внутреннюю потребность сердца. Поражает то, что это все (и даже более того) включало уже ветхозаветное понятие милосердия, но до сих пор оно не изменилось.

        Очевидная параллель между притчами Христа (в том числе о милосердном самарянине) с рассказами Розовой дамы о ее сражениях в вольно-американской борьбе. Конечно, лангедокская  потрошительница, одержавшая множество побед, существовала лишь в фантазиях дамы и воображении мальчика. Но ведь каждая ее история о какой-либо из битв была своеобразным уроком, помогала примириться с болезнью, со смертью. Главное, научиться доверять тому, кто даровал нам жизнь и не бояться встречи с иным миром.

        За окнами весна, и хочется радоваться солнцу, теплу, птичьему щебету. «Жизнь прекрасна и удивительна, всего и надо, что вглядеться, и тогда окажется, что удивительное рядом с тобой». (Е. Дертева) Но как прожить жизнь так, чтобы потом «не было мучительно больно»? Как быть счастливым, когда рядом столько несчастных? – задаешься вопросом после просмотра спектакля.

«Те, кто не ищет счастья, найдут его быстрее других; ибо те, кто ищет счастья, забывают, что самый верный способ добиться счастья для себя — это искать его для других» (Мартин Лютер).

        О тех, кто уже избрал спасительный путь служения ближнему (а волонтеров в Н.Новгороде уже более 600 человек!) о. Михаил говорит как о людях, «которые делают великое дело в нашем городе, в нашей области. Только в этом году епархия открыла 22 филиала по городам области. Теперь мы планируем провезти этот проект по районным центрам. Спектакль «Оскар и Розовая дама» должен стать связующей нитью между государственной властью, гражданским обществом, церковью и общественными объединениями. Для того, чтобы всем вместе объединиться под флагом благотворительности и решать какие-то социальные проблемы на местах.

Проект только начинается, и у нас  большие планы. Мы ждем каждого, кто откликнется».

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт