на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Экспериментальное искусство контрабандой из Кирова

Экспериментальное искусство контрабандой из Кирова

Кировский «Театр на Спасской» - один из уникальных театров в нашей нынешней театральной действительности. В его афише не увидишь модных комедий положений, которыми напичканы репертуары иных театров, зато экспериментировать здесь очень любят, но по-доброму - с юмором и озорством, без чернухи.

Художественный руководитель театра Борис Павлович, коренной петербуржец, променял возможности второй столицы на тихий провинциальный город на Вятке и практически с чистого листа начал создавать свой театр и воспитывать своего зрителя. Он расширяет горизонты кировской публики, создавая спектакли по классическим и современным произведениям, пластические спектакли, спектакли в стиле вербатим, моноспектакли. Невольно подпадает под влияние художественного руководства Павловича кировским «Театром на Спасской» и нижегородский зритель. Последние несколько лет между этим театром и нижегородским театром «Комедiя» происходят обменные гастроли. Вот уже третий раз мы принимали у себя «Театр на Спасской», и с каждым приездом интерес к полюбившимся гастролерам все усиливается, а ожидания все возрастают. Однако и Киров «держит марку» - вновь приятно удивил.

В этот раз помимо детских спектаклей – «Дядя Степа», «Аленький цветочек», «Федорино горе», нам привезли «А зори здесь тихие…», «Принцессу Грёзу», спектакль, взбудораживший весь Киров, - «Так-то да», и в качестве подарка - не значившийся в афише моноспектакль «Видимая сторона жизни».

Первые два спектакля для взрослой публики поставлены ныне ушедшим из жизни выпускником Горьковского театрального училища Вячеславом Ишиным. Хотя очень сложно угадать за ними один режиссерский почерк.

Спектакль «А зори здесь тихие…» по повести Бориса Васильева выполнен в минималистском стиле. Из декорации практически один пандус на большую часть сцены да великолепный свет, лучи которого «простреливают» сценическое пространство, периодически целясь условными зенитными орудиями и в зрительный зал. Кусочек войны, один из многих ее безвестных эпизодов, без героического пафоса, с трогательной хрупкостью своих героинь - юных бойцов в юбках под началом обаятельного «народным обаянием» старшины Васкова - очень сильная работа актера Александра Королевского. Хотя завораживают там почти все актерские работы, потому как энергетическая сила спектакля концентрируется именно в актерах. Построенный на контрасте жизнеутверждения в первом действии и трагической неизбежности во втором, спектакль не оставляет равнодушным ни одного зрителя.

А вот «Принцесса Грёза» по пьесе Э.Ростана, напротив, «обрастает» костюмами и декорациями. Подчеркнутая надрывность произношения стихотворного текста, обращающего нас к романтической средневековой легенде, утяжеляет спектакль, делает его излишне «театральным» в самом трафаретном понимании этого слова. «Принцесса Грёза» воспринимается в первую очередь визуально, а вот на сердце не оседает.

Однако оба спектакля, столь противоположные по восприятию, в нынешних гастролях были только «присказкой», а «сказка» предстояла впереди.

Буквально как гром среди ясного неба явился поразительный и провокационный спектакль «Так-то да» - графические и текстовые зарисовки города Кирова. Он о сегодняшнем городе и сегодняшних его жителях. Местечковое слово, положенное в название, выражает местечковый менталитет – то ли сомнение, неуверенность, то ли робкое утверждение, то ли простодушное безразличие.

Записанные приглашенными драматургами на диктофон разговоры с кировчанами обрели формы пьес, которые, дополнившись меткими наблюдениями самого Бориса Павловича и актеров, сложились в целостный спектакль. Создатели спектакля проводят своеобразную экскурсию по нынешнему Кирову от неоднозначного центра («Где эта улица и куда она ведет» А.Родионова) до промышленных окраин пригорода Кирово-Чепецка («Дети аммиака» Л.Мульменко) и далее, устремляясь куда-то в галактические пространства. Параллельно, из нашей эпохи, где изо дня в день в заголовках местных газет совершают подвиги безликие Кировчанин и Кировчанка («Кировчанин и Кировчанка» Б.Павловича), они углубляются в историю и пронзают временные пространства («Женщины капитана Грина» С.Денисовой, «Краеведы» М.Курочкина) с точки зрения сегодняшнего исторического понимания.

Этот обнажающий, «банный» спектакль Павловича - будто визуализированный сборник рассказов современного Зощенко по отношению к современному кировскому обывателю. Однако никакого вам тут сарказма. Локальный пример кировчанина, имеющего возможность здесь и сейчас взглянуть на себя со стороны, ощутить себя сегодняшнего во времени и пространстве.

Спектакль рожден из ничего, из образно представленной черно-белой (читай серой) вялотекущей кировской действительности, в которой ничего не происходит. И для творчества Павловича он концептуален. Всей своей работой он создает яркие театральные события из ничего, добровольно удобряя зыбучие пески всепоглощающей обаятельной провинции, взращивая там оазис культуры.

Одним из таких театральных событий является и моноспектакль «Видимая сторона жизни» по стихам и прозе питерской поэтессы Елены Шварц. Как признался потом сам Борис Павлович, спектакль этот привезли контрабандой, потому как прорваться в гастрольную афишу данному эксперименту не удалось. Прямо в театральном буфете, проходя между столиками с сидящими за ними зрителями, актриса Яна Савицкая рассказала нам свою историю, основанную на понимании режиссером места и роли поэта в современном мире. Реальность и фантастика, смена мест действия, состояний, настроений лирической героини мощным водоворотом закручивали актрису, забрасывали в разные уголки импровизированной игровой площадки. Вся она предстала неземным энергетическим потоком, перетекающим между зрителем, приближаясь к нему, но всегда осознавая дистанцию, создавая ощущение, что крошечное физическое расстояние лишь увеличивает пропасть между миром обывателя и миром поэта. Распахнутая и отстраненная, она читала стихи, уходила в воспоминания, погружалась в какие-то нереальные параллельные миры, материализовывала потоки сознания. А зритель следил внимательно, сосредоточенно, оказавшись случайным свидетелем этого психоделического действа, и испытывал облегчение от того, что он лишь сторонний наблюдатель.

Вот такой он, психоаналитик и врачеватель человеческих душ Борис Павлович. Вот такой он, находящийся в соседнем городе Кирове «Театр на Спасской», контрабандой завозящий к нам экспериментальное искусство. Что ж, милости просим, снова и снова!

Елена ШМЕЛЕВА

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт