Давайте смотреть в
будущее с оптимизмом!
Что представляет собой музыковедение сегодня? Каким в идеале
должен быть человек, занимающийся этой наукой? С этими и другими вопросами я
обратилась к доктору искусствоведения,
профессору Валерию Николаевичу Сырову.
Валерий Николаевич, если
бы профессия музыковеда исчезла, случилось бы что-нибудь?
Случилось
бы непоправимое! Мне кажется, музыковед является цементирующим раствором,
держащим здание. Вот посмотрите: кто учит музыкантов азам теории?.. Кто выходит
на сцену филармонического зала перед концертом и рассказывает увлекательные
истории о музыке?.. Я мог бы назвать и другие музыковедческие реинкарнации: переводчик,
редактор на телевидении и радио… И, наконец, главная ипостась музыковеда –
педагогическая. Так что, возвращаясь к вашему вопросу, еще раз говорю, что представить
это невозможно.
Как Вам кажется,
музыковед – это кабинетный ученый или это яркая, темпераментная, артистичная
личность?
Желательно второе,
конечно. Хотя, многие десятилетия господствовала такая модель, что музыковед в
тиши своего кабинета размышляет…
Пишет в стол…
Да. Но музыковеды бывают
разные. Один по складу характера интроверт, и у него прекрасно получается писать о музыке. И он сосредоточен на
этом. А другой любит общаться, выступать в открытых дискуссиях или давать горячие
рецензии по следам концертов. И этими рецензиями зачитываешься также. То есть,
каждый человек реализует себя в своей
сфере. И требовать от первого - мобильности, подвижности, а от второго – фундаментальности
и экзистенциальных глубин означает не получить ничего в итоге.
По-моему, в наше время, музыковедческие личности встречаются все реже.
Сейчас говорят о том, что
ушло время больших художников, ушло время и больших композиторов. И даже
договорились до того, что наступила смерть композиторов… (смеется)
Вы имеете в виду книгу Владимира
Мартынова?
Не только. Во всех
областях – возьмите литературу, кинематограф – время великих ушло. В нашей
сфере они также не просматриваются. Где они, титаны мысли? Курт,
Асафьев, Соллертинский… Такие мыслители, которые будоражили бы твое сознание,
изменяли его.
Сейчас желающих стать музыковедами намного меньше.
Да… В училищах на
некоторых курсах и вовсе нет теоретиков. В прошлом год у нас был недобор на
музыковедение. Первый раз за все время существования факультета! Но мне
кажется, должно пройти некоторое количество времени: пять, может быть, десять
лет. Ситуация обязательно поправится! Мы же знаем, что это цикл приливов и
отливов. А что, разве исполнители процветают? У них легкая жизнь? Что, на
других факультетах недобора нет?
То есть, сама профессия музыканта в кризисе?
Видимо, да. Профессия
академического музыканта подвергается сейчас мощнейшему испытанию на прочность.
Выживет ли он в этих условиях?.. Мы все в одной упряжке, в одной лодке.
Может быть, сейчас, как
никогда, важно вступать в диалог с современным обществом?
Наша жизнь выдвигает все
новые задачи, от которых традиционно подготовленный музыковед испытывает
дискомфорт. Например, нужно разбираться в психологии восприятия музыки, ощущать
ее социум - то есть, все то, что выходит пока что за рамки традиционного
спектра подготовки музыковеда. И эту ситуацию можно назвать кризисной. Но мы
знаем, что кризис не всегда плохо, потому что кризис это и начало обновления.
То есть, мы уже начинаем задумываться, как нам повернуть наше дело так, чтобы
музыковед мог ориентироваться в многочисленных и разнообразных проблемах, которых
не было, скажем, 30 лет назад.
Например, у нас и сейчас музыковедческий
базовый учебный курс больше сверстан на педагогическую специализацию. А
практика показывает, что далеко не все устраиваются на педагогическую работу.
Поэтому требуется существенная корректировка и обновление учебного плана. Но
самое же главное, что сейчас нужно сделать – это определить статус музыковеда.
А что предпринимается для
этого?
Идут разными путями:
кто-то это пытается сделать в одиночку, другие объединяются. Например, московские
музыковеды во главе с Евгением Викторовичем Дуковым (Государственный
Институт искусствознания) задумали создание музыковедческой гильдии. Там поставлены
достаточно серьезные задачи и одна из них – придать современному музыкознанию
высокий статус. Выход из кризиса намечается, и будущее предстает если не в
розовом свете, то, во всяком случае, не в таком черном, как может показаться.
А нет ли у Вас ощущения,
что музыковеды сами ушли от современного музыкального процесса в историю, обходя
вниманием современных исполнителей, композиторов? То есть не отзываются на
новейшие веяния.
Может быть. Но подобный
упрек, я думаю, в меньшей степени относится к нижегородскому музыковедению,
которое всегда было инициатором многих творческих начинаний. Например, первый в
России музыковедческий мега-проект – «Музыка ХХ века» – это серия конференций и
концертов. Он существует с 1996 года. Наша консерватория, мне кажется, очень
много сделала и делает для изучения современной музыки. И ее авторитет в этой области очень высок:
встречаясь с коллегами из разных вузов, я в этом убеждаюсь. На наших
музыковедов смотрят в каком-то смысле как на первопроходцев.
В нашей консерватории Вы
– первый, кто начал серьезно изучать массовую музыкальную культуру. Были ли у
Вас сложности с продвижением этой темы?
Нет. Ее воспринимали и воспринимают нормально.
Просто, мне посчастливилось работать с людьми широких взглядов. Пусть ты не
любишь джаз и не принимаешь рок, но ты понимаешь, что нужно раздвигать границы
музыковедческого кругозора. Поэтому все обсуждения моих разработок, лекций,
статей, а впоследствии и книги «Стилевые метаморфозы рока» проходили в лояльной
обстановке, но и принципиальной критики. Я очень многое получил от этих
обсуждений.
А как все начиналось?
В первые годы работы в
консерватории – в 70-е – были кружковые общения со студентами, а в 80-е был
создан диско-клуб, где собирались, слушали неакадемическую
музыку, спорили, обсуждали. После возникла и необходимость это теоретически
осмыслить и создать учебный курс. То есть, я проходил этот путь постепенно – от
простого увлечения к научному осмыслению.
Как Вы думаете, ЧТО в
наше время в массовой музыке является наиболее перспективным для изучения?
Когда мы говорим,
«массовая музыка», мы должны разделить собственно массовую музыку – музыку для
развлечения, танцев, для легкого времяпрепровождения – и ту, которая сохраняет
название массовая, но ею давно уже не является. На самом деле она предъявляет
достаточно серьезные требования слушателю, наполнена содержательно и несет в
себе духовный посыл, импульс. Мне интересна подобная трансформированная музыка,
которая под воздействием классики, авангарда или восточной медитации превратилась,
скажем, в модальный джаз джаз, арт-рок
или электронную композицию. В этом плане она ставит перед слушателем не менее
сложные задачи, нежели музыка академическая.
Взять, к примеру,
арт-рок. Композиции здесь, как правило, развернутые, многотемные.
Координация этих тем нетрадиционна и провоцирует работу интеллекта. Важен не
только текст, не только поэтическая логика, но и логика чисто музыкальная.
Именно об этом я пишу в книге «Стилевые метаморфозы рока». Подобное перерождение
массово-музыкального феномена есть и в наиболее сложных модификациях джаза:
свободном джазе, фьюжн-джазе и др. Тут много
интересного для исследователя!
Не назовете ли Вы
какие-то имена, заслуживающие внимания?
Если говорить о
зарубежном прогрессив-роке, то в последнее время все
больше привлекают скандинавы: шведы, норвежцы. Недавно послушал группу «Beardfish» – «Бородатая рыбка» в
переводе. Ребята молодые, но как смело они пародируют классику арт-рока 70-х – Фрэнка
Заппу, “Yes”, “King Crimson”! Подобные вещи привлекают, выглядят
предпочтительнее простого подражания и эпигонства.
Вот, например, популярная
на сегодня шведская группа «The Flower
Кings» - «Цветочные короли». Она,
возможно, действительно интересна во многих отношениях профессионализма, но абсолютно
ясно, что большинство материала заимствовано и ясно – откуда. Как-то мало к
этому заимствованному прибавлено своего. А это всегда в искусстве главный
показатель. Если человек берет чужое и, не перерабатывая, выдает за свое, то
это вызывает особенное разочарование. Подобное и в академической музыке – нередкость. И история эпигонских явлений – тому
подтверждение.
Кстати, музыковеды
почему-то предпочитают анализировать высокохудожественные образцы. С одной
стороны, это правильно: шедевры требуют к себе пристального внимания. Но, с
другой стороны, сами эти шедевры выросли на какой-то почве? Вот эта почва, это
окружение – и есть ответ на вопрос, как появляется гениальный композитор или
гениальное творение.
А как Вам кажется, кому
нужнее музыковед? Музыкантам-профессионалам или все-таки слушателям?
На первом этапе
воспитания музыканта-профессионала он нужен именно ему. Нужен педагог, который
не засушивал бы сухими теоретическими задачами или инструктивными упражнениями
по сольфеджио, а прививал бы любовь к
музыке. Особенно это важно на раннем этапе. Ну а потом, когда музыкант
созревает и превращается в личность, музыковед становится нужным слушателю.
Уметь увлечь! Раскрыть в, казалось бы, до боли знакомой и затертой музыке новые
грани, глубину непостижимого. Показать: «Вот смотрите, мы же не умеем слушать
музыку. Обратите внимание на то-то и на то-то…».
Может быть, появление у
нас факультета музыкальной журналистики неслучайно и восполняет сложившиеся
пробелы?
То, что в консерватории появился
такой факультет, это большое достижение. Здесь самое ценное – расширение музыковедческих
возможностей. Такое надо только приветствовать.
Вообще интересоваться
нужно самыми разными вещами - неважно, журналист ты или музыковед. Другое дело,
всегда ли наши концерты и события по-настоящему интересны? Сейчас, когда идет
информационный прессинг и человек просто завален информацией, выбрать НАСТОЯЩЕЕ
событие – это тоже не так просто. Но то, что наши лучшие журналисты
демонстрируют активность и реализуют этот активный интерес в виде продукта:
статей, радио- и телепередач – это, я считаю, здорово. Ориентация на чистое
музыкознание ушла в прошлое: сегодня актуален музыковедческий универсализм:
герменевтика, аксиология, социология, психология восприятия… Но может быть, в конце
концов, хватит вариться в собственном соку, когда жизнь кипит и бурлит…
Интернет…ой, голова
кругом идет! Это же надо выходить на форумы и бить в колокола, чтоб тебя знали.
Чтобы видели, что музыковеды не молчат. И вот, обратите внимание, лучшие музыкальные
журналисты – из музыковедов: Петр Поспелов, Борис Филановский
– он, правда, композитор, но и пишет прекрасно; наша Светлана Савенко – она также часто публикуется в газете с
музыкальными рецензиями.
Совсем скоро начнется
теоретическая олимпиада. Что она значит для Вас?
Олимпиада – важное
событие в жизни консерватории. Она интересна не только для участников, но и для
организаторов - тех, кто готовит олимпиадные задания. Каждый раз ломаешь
голову: надо придумать что-то такое, что было бы интересно и нетрадиционно, но
не слишком сложно для юного дарования. Вот соединить возможное с невозможным
очень трудно.
Когда мы видим на
Олимпиаде одухотворенные лица, горящие глаза – это здорово! И мы стараемся их
поддержать. Как известно, победители олимпиады зачисляются в консерваторию без экзаменов.
Это – один из способов привлечь наиболее талантливых к нам. И он уже дает свои
плоды. Потому что многие из тех, кто учится сегодня на нашем факультете и
учится успешно, прошли горнило наших олимпиадных баталий.
Как Вы думаете, какими должны
быть начинающие музыковеды?
Здесь два слагаемых: первое
– оснащенность человека, то есть знания, эрудиция, уверенное ориентирование в музыковедческих
навыках, умение разбираться в гармонии, форме. Это вот как бы некая техника. Но
есть и вторая сторона – творческая или, как сейчас говорят, креативная. То есть,
умение человека СЛЫШАТЬ музыку, мыслить, создавать новые реальности. И
создавать не на пустом месте. Например, мы даем послушать произведение, после
чего нужно написать эссе. Какими разными они бывают! Один пишет просто, обычно:
то, что слышит и что, на его взгляд, в
этой пьесе есть. А другой начинает искать и находить в, казалось бы,
знакомой музыке новые глубины и смыслы. Идеально, когда техническая
оснащенность и творчески-гуманитарная одухотворенность находятся в равновесии.
Кроме того, олимпиада –
это настоящее боевое состязание. Молодой человек проявляет не только интеллект, одухотворенность, но
и соревновательные качества: умение собраться и в трудных, стрессовых условиях
показать лучшее, на что он способен. То есть, такая мобилизующая составляющая.
Может быть, это даже какой-то третий аспект: если первый – технический навык,
профессионализм; а второй – креативно-творческий
посыл; то третий – целеустремленность, уметь свои способности раскрыть и
аргументировать.
Наверное, это самое
главное в профессии музыковеда…
Да. Самое главное, это
когда музыковед проявляет эти качества, а не держит их втуне, не прячет в себе.
Сегодня актуальна фигура публичного музыковеда – ПУБЛИЧНОГО. Когда человек
выходит, скажем, на сцену и высказывает интересные, оригинальные идеи перед
концертом, когда он пишет в газете, да так пишет, что не оторвешься, когда
он делает радиопередачи… Наш инструмент
– слово. А слово само по себе не может существовать в отрыве от мысли, значит,
наш инструмент – мысль, изреченная в слове. И вот эта мысль, оригинальная и увлекательная,
должна подготавливать слушателя и увлекать его в прекрасный мир музыки. Именно
такого музыковеда и хотелось бы видеть сегодня!
Спасибо, Валерий Николаевич, за интереснейшую
беседу!
С нетерпением будем ждать
начала Всероссийской теоретической Олимпиады, которая состоится совсем скоро –
с 25 по 27 апреля. И пусть на музыковедческом небосклоне зажгутся яркие
звездочки, о которых когда-нибудь в далеком будущем скажут: «Да! Это были
титаны мысли!»
Интервью
провела Татьяна Лукина
Арт-журналистка
I курса ФДО
|