на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Таганрогские вечера в Нижнем Новгороде

Таганрогские вечера в Нижнем Новгороде

15 апреля.    Гастроли открылись комедией А. Чехова «Леший», предшественницей знаменитого «Дяди Вани». Режиссер – народный артист России, лауреат Государственной премии России А. Иванов. Сценограф - Е. Воронина.

«Вывожу в комедии хороших, здоровых людей, наполовину симпатичных; конец благополучный. Общий тон – сплошная лирика», - писал драматург о «Лешем». Об этом ли поставлен спектакль? Зарисовки из чеховских времен – наверное, так можно определить жанр постановки. Главные герои – пожилой профессор Александр Владимирович Серебряков (заслуженный артист России П. Бондаренко), его жена Елена Андреевна (Т. Шабалдас), дочь Соня (С. Косульникова), Егор Петрович Войницкий (заслуженный артист России С. Герт), Михаил Львович Хрущев (М. Кушников) – существуют в крохотном ограниченном мирке, далеком от столичного веселья и суеты. Прозрачные беседки по краям сцены, длинный сервированный стол, множество старинных ламп, беспорядочно свисающих с потолка…  Есть ли что-то живое в этой обстановке, отдающей духом мещанства? Только дождь, который сквозным мотивом проходит через весь спектакль. Струясь по стеклам дальней беседки, больше похожей на прозрачный коридор, он вносит в атмосферу теплоту и грусть. Неслучайно лейтмотив дождя появляется в интимных, «тихих» эпизодах и при приглушенном свете… Например, когда Егор Петрович говорит о своей любви к Елене Андреевне.

Бесспорно, сценография помогает раскрытию идеи спектакля. В центре декораций – стол, который передвигается в зависимости от ситуации. За ним чинно восседают все герои. Хотя внешне обстановка вполне спокойна и непринужденна, по лицам можно заметить, что многим не до веселья. Кроме того, строгость и интеллигентность сидящих за столом явно показные. «Во всех нас живет леший», - говорит Хрущев. Можно вести светские беседы, есть дорогими приборами, но разве это определяет нашу сущность? Можно мило улыбаться и целовать руку при встрече, но в действительности человек человеку так и остается волком. Люди не видят и не слышат друг друга, предпочитая танцевать со стульями… Именно поэтому одна из основных интонаций героев – интонация обреченности. Почему они разговаривают так похоже? Потому что образы не прописаны, а характеристики блеклы? Или потому что герои комедии – не индивидуальности, а серые тени? Масса теней. Голос Егора Петровича звучит монотонно, даже когда тот насмехается над профессором. Единственный всплеск в его интонациях – в начале второго действия -  в одной из кульминаций спектакля. Стремительный подъем, но столь же стремительное падение. Красавица Елена Андреевна, которая, казалось бы, должна благоухать молодостью, давно постарела душой. Нисходящие интонации преобладают. Профессор Серебряков говорит на одной динамической волне, будто «бубнит себе под нос». У Михаила Львовича больше эмоциональных всплесков, переданных голосом, но они вызваны скорее отчаянием, нежели особым восприятием жизни. Даже энергичность остальных героев, танцы и песни не оживляют общий «усталый» тон спектакля. Действие развивается нарочито медленно. Колесо жизни неумолимо вращается, подминая под себя все. В «Лешем» нет положительных и отрицательных героев, каждый из них – жертва, доживающая свой век по инерции. Откуда же возьмутся силы говорить и вести себя ярко и эмоционально? Нет, лешие явно угрюмы и отрешенны… Только дождь очищает душу, пробуждая в ней желание любить. 

16 апреля.     «А ведь и я человек? Отвечайте, коли спрашиваю. Человек я или нет?» - печально произнес Павел I. Грозный и неукротимый император. Одинокий и бесконечно несчастный, чья судьба заслуживает того, чтобы о нем писали, думали, говорили. «Царство зверя?..» Павел Первый» - народный артист Грузии, лауреат Государственной премии Грузии Г. Кавтарадзе сделал сценическую версию по одноименному произведению Д. Мережковского и сам поставил по ней спектакль. Сценограф – Б. Кавтарадзе. Художник по костюмам – Т. Ламидзе. Спектакль буквально «замешан» на трагизме и напряжении. С первой и до последней минуты  ощущается сильнейшая драматическая волна, то утихающая, то взрывающаяся с новой силой. Неслучайно спектакль начинается с кульминационной точки. Нет времени «раскачиваться». Режиссер переходит сразу к делу, четко обозначая ключевую линию. Диалог Павла и графа Палена (заслуженные артисты России С. Герт и П. Бондаренко) – вот смертельное столкновение, пусть пока скрытое, но определяющее все последующее развитие спектакля. Уже в этой сцене ярко и рельефно вырисовываются характеристики главных героев. В речи Павла много напряженных пауз, в голосе – нервные перепады от крика до шепота. Щупленький и сутуловатый, он пытается быть выдержанным, как и подобает императору, но нестабильная психика дает о себе знать. Когда Павел с остервенением произносит свои слова, у него напряжен каждый мускул. Голова склонена на бок, взгляд пристальный. Но образ императора неоднозначен. Если в начале сцены герой неприступен и дерзок в обращении с графом, то к концу он будто оттаивает. Кладет руку на плечо Палену, словно надеясь на его сочувствие. Бессильно протирает лицо рукой - характерный жест императора, который повторяется на протяжении всего спектакля. В интонациях появляется мягкость, доверчивость и мучительный вопрос: «За что, Господи? Что я им сделал? Уж лучше бы сразу убили». Дистанция между героями как будто сокращается… но лишь в представлении Павла. Военный губернатор Пален – полный солидный мужчина, говорящий обстоятельно и деловито – по-прежнему держится на расстоянии. Он приклоняет перед императором голову, целует его руку, но зритель чувствует опасность, которую несет этот внешне добропорядочный, «преданный императору» граф. Так много дают зрителю первые минуты спектакля. Сын Павла I Александр (М. Кушников) ведет себя иначе. Нервозностью  напоминает отца, но у него отсутствует умение владеть собой. Движения мелки и суетливы - Александр сомневается в верности принятого решения. Его поведение говорит о том, что он еще ребенок, по неопытности поддавшийся влиянию графа.   

Через весь спектакль проходит символ распятия. Основа декораций - нагромождение черных висящих крестов, пронзающих пространство. На одном из крестов покоится мундир Павла. Причем если в первом действии он белый, во втором, для подчеркивания нарастающего напряжения, – красный. После страшного убийства от императора остается лишь этот мундир, одиноко вздернутый на кресте. Невольно вспоминается окровавленное тело распятого Христа. Подобно ему Павел принес великую жертву. «Не имел и не имею цели иной кроме Бога. Не подданные, а государи за подданных должны кровь проливать», - сказал однажды император. На протяжении спектакля он будто предчувствует гибель. Причем чем ближе конец, тем спокойнее и смиреннее говорит о ней. В одной из последних сцен Павел рассыпает по полу алые погребальные цветы и ложится среди них, будто заранее схоронив себя. А смерть ждет за дверью. В комнате потухает свет, и видны только силуэты людей, жестоко убивающих человека. Это не люди даже. Коршуны, раздирающие свежее мясо. Кто же истинный зверь – Павел I или существа в страшных масках вместо человеческих лиц? Вопрос заложен уже в названии спектакля. Наверное, не «царство зверя», а звери уродливого бесчестного царства… Бедный, бедный Павел! Мощной музыке с ударами барабанов и возгласами медных духовых теперь не место. Пришло время светлого заупокойного хорала. Есть ли прощение совершенному греху? Что же будет с Россией?

17 апреля    «Женитьба» Н. Гоголя стала поистине «совершенно невероятным событием»! Режиссер – народный артист России, лауреат Государственной премии России А. Иванов. Сценограф – заслуженный художник России Л. Наголова. Что же невероятного обнаруживается в постановке? Нет, не только искрометный юмор. Не только то, что спектакль «несется на всех парусах». Самое невероятное и, пожалуй, ценное - фантастическая трансформация, происходящая во втором действии «Женитьбы». Подобно хамелеону, гоголевская комедия буквально на глазах меняет цвет, внезапно обращаясь в лирическую, даже трагическую историю любви. Режиссерские акценты заставляют зрителя взглянуть на знакомую историю под другим углом.

На протяжении всего спектакля кажется, что актеры разыгрывают незамысловатую комедию. Скорее, даже не комедию, а водевиль. Поначалу это действительно водевиль, на что работают все средства выразительности, начиная незамысловатой музыкой и заканчивая остроумными режиссерскими находками. Главная особенность водевильной стороны спектакля – калейдоскопичность. Режиссер действует как высококлассный мастер, начиняя происходящее бесчисленными деталями, подобными маленьким цветным стеклышкам в калейдоскопе. Образ незадачливого Подколесина (М. Кушников), которому на все в жизни наплевать, во многом раскрывается через поведение Степана (В. Башлыков). Подвыпивший слуга небрежно бросает начищенные сапоги на белоснежную кровать хозяина. Каков барин, такова и прислуга. Демонстрируя нежелание ехать свататься, Подколесин в знак протеста многократно скидывает цилиндр, который Кочкареву (заслуженный артист России С. Герт) все-таки удается нахлобучить ему на голову. Когда Подколесин решается на женитьбу, весь ужас от осознания ответственности этого шага передается через угрожающие вспышки висячих фонарей. Режиссер будто подшучивает над женихами. Яичница (заслуженный артист России А. Топольсков) настолько велик, что Дуняша (И. Савченко) не может обойти его ни справа, ни слева. Настолько могуч, что герои даже общими усилиями не в состоянии сдвинуть его с места. Жевакин (А. Черенков) – самый обаятельный из женихов – под шумок угощает «друзей по несчастью» из фляжки, которая у него, очевидно, всегда с собой. Агафья Тихоновна (Т. Шабалдас) давно готова к замужеству – она «липнет» даже к Кочкареву.

Актеры искусно обыгрывают пространство. Женихи атакуют невесту со всех сторон, переходя в наступление. Она же в панике носится по сцене, не зная, куда деваться. Но вот герои усаживаются за стол. Для подчеркивания неловкости ситуации, режиссер вводит шумовые эффекты: то швейная машинка внезапно застучит, то муха зажужжит и не умолкает до тех пор, пока Яичница своим мощным кулаком не прихлопнет ее. Чтобы передать конфуз Подколесина и Агафьи Тихоновны, оставшихся наедине, режиссер сажает их на разные концы кровати. Она заикается и от волнения двух слов связать не может. Он судорожно теребит розу, решаясь подарить его героине, но, услышав, что невеста предпочитает гвоздики, прячет цветок. Смешно, искрометно, «на одном дыхании»! Но… Именно в этой сцене происходит перелом. Беззаботный дух водевиля мгновенно рассеивается, словно все предшествующее было неважной мишурой. Подколесин с трепетом преподносит Агафье Тихоновне розу, целует невесту, и прежняя неловкость бесследно испаряется. Герои с нежной преданностью смотрят в глаза друг другу. Режиссер дает понять, что шутки закончились, ведь эти двое полюбили впервые в жизни. Неэмоциональный, вялый Подколесин «расцветает» до такой степени, что его невозможно узнать. Оказывается, он способен быть непредсказуемым, пылким, романтичным... Глядя на то, как герой буквально порхает по сцене, меньше всего хочется думать о предстоящей развязке. Она же грустна и лирична. Белоснежные, будто облаченные в свадебный убор декорации. Белоснежное платье невесты, с поникшей головой и тяжелым сердцем идущей под венец. Не с Подколесиным… Вот во что обратилась эта комедийная история.

18 апреля.        «Я так рад, что приехал! Главное, что мы остались друзьями. Ведь это так важно – оставаться друзьями…» Слова, произнесенные одним из героев комедии М. Камолетти «Играем в дружную семью или Гарнир по-французски», как нельзя душевнее прозвучали в заключительный вечер гастролей. Режиссер – заслуженный деятель искусств России В. Голуб. Художник – заслуженный художник России А. Дубровин. В ролях – уже полюбившиеся нижегородской публике заслуженный артист России С. Герт, М. Кушников, Н. Башлыкова, Т. Шабалдас, О. Билинская, А. Семенов.

В зале – аншлаг, на сцене – атмосфера неподдельной радости. Еще бы! Когда наблюдаешь за причудливыми перипетиями, придуманными прославленным французским комедиографом, невозможно не улыбаться. Мужчина и женщина, загадки супружеской жизни, цена любви и дружбы, подарки щедрой судьбы, ставящей нас в каверзные, а порой даже экстремальные ситуации… Можно расстраиваться и тратить время на жалобы, а можно идти по жизни легко и относиться к неудачам с мудрым юмором… Наверное, этому учат герои спектакля. Помните: «У нас есть все, что нужно для полного счастья. Главное – не расплескать его!»

Вот и подошли к концу гастроли… На душе светло и грустно. Коллектив с вековыми традициями, «театр-дом», уютный и чистый. Отличительная черта - не только хороший профессиональный уровень, но и высокая внутренняя культура. Бесценный «дух соприкосновения с прекрасным» ощущается в каждом спектакле. Актеры очень тонко раскрывают духовный мир героев, будь то современная драматургия, русская классика или комедия положений. Всматриваясь в эти искренние, лучистые лица, невозможно не вспомнить слова заслуженного артиста России, художественного руководителя театра С. Герта: «Если у вас есть что-то хорошее, надо этим делиться». Наверное, неспроста великий А. Чехов родился именно в Таганроге…  

Мария Евсеева

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт