на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  III Всероссийский открытый фестиваль хоровых коллективов имени Л.К.Сивухина, посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. День девятый. «Кончен пир, умолкли хоры…!

Там музыка мне сердце бередила
И в выси недоступные вела,
Где только Бог господствует единый,
Не ведающий ни добра, ни зла.

                                                                                                                Александр Городницкий

«Кончен пир, умолкли хоры…!

                «Он умеет увлекать людей и музыкой, и идеей, и поступком» – так отозвался Родион Щедрин о Борисе Тевлине – художественном руководителе и главном дирижере Государственного академического русского хора имени А.В.Свешникова.  Сам же Свешников говорил: «Певческий голос – одно из чудес природы. Кто им одарен, тот может считать себя счастливым человеком». Эти два высказывания очень точно отразили события девятого, заключительного дня III Всероссийского открытого фестиваля хоровых коллективов имени Л.К.Сивухина – Борис Тевлин и знаменитый Государственный  академический русский хор им. А.В. Свешникова  под его управлением смогли увлечь слушателя своим исполнением и дали понять, что счастлив не только поющий, но и внимающий. Уже после первого отделения потоком бурных аплодисментов публика долго не отпускала со сцены музыкантов.

              И это,  несмотря на то, что в первой части концерта прозвучали без перерыва все 12 хоров С.Танеева на стихи Я. Полонского – произведение, которое отличается уникальным сочетанием интеллекта, изощрённой техники письма и искренности, подлинности художественной мысли композитора. Серьёзный, масштабный цикл, редко исполняющийся целиком, представил мастерство прославленного коллектива. Мощь, сила, насыщенный яркий звук, подвижная и разнообразная динамика – всё это отражалось в ясном, точном жесте дирижера и находило мгновенный отклик у исполнителей. Начиная с первого хора «На могиле», слушатель погрузился в тончайший мир нюансов, воплощаемых в звуке: голоса, сливаясь, наполняли зал сложнейшей полифонией, погружая слушателя то в нежнейшее piano, то в могучее forte. «Вечер» с его прозрачной фактурой принес  светлую лирику, раскрыв новые краски хора, а далее - мощный унисон хора «Развалину башни, жилище орла…» - энергия, постоянно меняющаяся агогика, яркие звукоизобразительные приемы  («Весёлое ржанье и топот коней…»). Самый сложный и масштабный номер (тройная пятиголосная фуга) «Прометей» - мощнейшее по концентрации энергии музыкальное полотно стало одной из кульминационных вершин концерта.

              Исполнительский почерк хора имени А. Свешникова очень ярок, а особая его сила - в звучании a capella. «Работу с этим хором я полностью построил на принципе пения a capella, что достаточно трудно, но именно оно является исконно русским хоровым искусством, будь - то церковная или народная музыка. Основная моя политика – восстановление традиций пения без сопровождения» – говорит маэстро Б.Тевлин.

      Думы о России, боль, осознание тягот жизни страны, её людей – всё это прозвучало в «Молитве о России» Ю.Фалика  на слова А.Солженицина. «Это очень глубокое сочинение, которое с первых тактов музыки заставляет думать и переживать», – отметил дирижер.

     В хоровой миниатюре «Ты забыла деревню» Ю.Евграфова на слова И.Бродского продолжилась тема нелёгких судеб русского народа и красоты души простого человека. Образно близки этой теме  и сочинения Р.Щедрина «Русские деревни», и «Родное»  Р.Леденёва,  исполненные  мастерами с  особой душевной теплотой.

             Программа концерта включала и духовную музыку – проникновенные творения продолжателей сакральной певческой традиции, такие как «Отче наш» А.Шнитке, «Молитва Святого Иоасафа Белгородского» К.Волкова,  нашли живой отклик в сердцах слушателей.

              Особое место в репертуаре академического хора занимает русская народная песня, она, несомненно, явилась подлинным украшением концерта. Исполняя протяжную «Вниз по матушке, по Волге» в обработке А.Свешникова, хор широкой, плавной кантиленой воссоздал картину полноводной реки. «Его обработки, подчас сложные, смелые, неожиданные, говорят об удивительном ощущении русской природы, заставляют вспомнить безграничность наших полей, где душа несется свободно. Орнаментация, при всем ее богатстве, не перевешивает чистоты мелодической линии, всегда ясна главная мысль…» - говорил один из учеников Александра Васильевича. А шуточные и плясовые песни «Как меня, младу-младёшеньку»  (обр.Д.Шостаковича), «Пойду ль я, выйду ль я» (обр. А.Гречанинова) и «Веники» (обр. А.Рубцова) восхитили слушателей искрометным  характером  и безупречной техникой исполнения.

               В завершении концерта, после добрых слов  художественного руководителя фестиваля -  народного артиста России Э.Б.Фертельмейстера и советника министерства культуры РФ А. Д.  Григорьевой в адрес всех тех, кто дал жизнь фестивалю, все присутствующие исполнили произведение Л.К.Сивухина «Покуда  кровь моя бурлит»- своеобразный гимн музыкантов. Его исполнением участники фестиваля ещё раз почтили память выдающегося хорового  дирижёра, композитора и просто замечательного человека Льва Константиновича Сивухина, без которого не было бы этих незабываемых девяти дней, наполненных  великим искусством и  радостью творческого общения!

Жанна Бегниязова,

1 курс ФДО

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт