на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  III Всероссийский открытый фестиваль хоровых коллективов имени Л.К.Сивухина. День четвертый. «Многая лета» хоровому искусству!

III Всероссийский открытый фестиваль хоровых коллективов имени Л.К.Сивухина. День четвертый.

 «Многая лета» хоровому искусству!

На этот раз в фестивальном списке поющих  «городов – побратимов» появились Ростов и Саратов.

Один из коллективов (редкий, но долгожданный гость!) хор студентов Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова и его руководитель, замечательный хормейстер и композитор Ю.И. Васильев отдали дань памяти героям Великой Победы, всем тем, которых забывать нельзя сочинением «Вечный огонь».  Удивительна история создания этого произведением. Осенью 1967 года в Ставрополе, на Комсомольской горке, ныне - Крепостной горе, был торжественно открыт мемориал «Огонь Вечной славы». Из серого гранита проступили три мужественных лица защитников Отечества тех героических поколений. А под ними — короткая фраза: «Счастье, завоеванное борьбой народа, жизнью вашей, — вечно». Мало кому известно, что автор этих строк, простых и точных -  ставропольский поэт Геннадий Фатеев. Однако именно его стихи, вышедшие годом позже в сборнике с одноименным названием, легли в основу проникновенной музыки хора «Вечный огнь» Юрия Васильева, к тому времени приехавшему работать в Ставрополь.

    Музыка, впитавшая и на боль, и горечь войны, звучит как отголосок отшумевшей грозы, как светлая память о героях - мальчишках, оставшихся навсегда молодыми, о тех, кто больше не узнает о веснах, шумящих на планете, умытой дождем.  Хор ростовчан, обладающий высокой культурой пения, чуткий  к дирижерскому жесту (всегда экспрессивному и глубокому) смог передать все оттенки чувств, наполнить музыку светом молодости  и… жизнью!

     Органичным продолжением торжественно-мемориальной темы стали Семь хоров из «Вечерни» Виталия Ходоша, своеобразная молитва о тех, кого уже нет, и прошение за ныне предстоящих.  Торжественно - скорбное звучание  хора «Придите, поклонимся»  при всей его траурной мощи завершается мажорным  просветлением, дающим светлую надежду на милость грешникам...

    Монументально и цельно прозвучал хор «Благослови, душе моя, Господа». Точно  эпическая фреска, вдоль которой проходит слушатель, этот хор завораживал тонкостью и гибкостью динамики, особой поэтичностью образов.

        Произведения ростовского композитора неоднократно исполнялись в Н.Новгороде и заслужили признание публики. Однако «Вечерня» вызвала противоречивые  мнения среди коллег музыкантов. Так,  высокую оценку произведению и ее исполнению дал  народный артист России, ректор ННГК, профессор Э.Б.Фертельмейстер. А доцент, заслуженный артист РФ, лауреат международных конкурсов и автор  «Литургии святого Иоанна Златоуста» Л.Г. Панкратов дал критичную оценку: «Неподготовленному слушателю все семь номеров этого сочинения прослушать и понять за одно прослушивание нелегко. Музыка духовная, молитвенная и, может быть, для исполнения в храме она была бы хороша, но на концерте – тяжело для восприятия».

       Оратория "Илия" Ф. Мендельсона – это интереснейшее и самобытное произведение, к сожалению, не принадлежит к числу часто исполняемых в России. И,  к чести коллектива,  руководимого  Заслуженным деятелем искусств России,  кавалером  ордена «Знак почета», профессором Ю. Васильевым, его исполнение с точки зрения подлинности стиля, близости духу немецкой культурной традиции, достойно  высоких похвал. Ярко очерченный хором образ грозного пророка словно витал над залом, отвечая замыслу композитора.  "Я представляю себе Илию настоящим пророком, какого нам нужно было бы теперь, – писал Мендельсон, – сильного, горячего, гневного и мрачного, даже недоброго, борющегося с придворным сбродом, почти со всем миром".

      После оратории зал уже стоя аплодировал хору и был награжден великолепным исполнением   «Ave Maria» Ф.Шуберта.

       Ю.И. Васильев: «Не могу не сказать в заключении этого концерта добрых слов. То, что делает Нижегородская  консерватория во главе с  ее ректором, заслуживает глубокого уважения. Это значит, русскому хоровому искусству жить и процветать многая лета!»  «Многая лета!! Многая лета!!!» - подхватил праздничное поздравление  хор РГК.

          Следующим  праздничным подарком для нижегородцев и всех, кто в этот вечер оказался в зале консерватории, стало выступление Саратовского губернского театра хоровой музыки - участника более тридцати международных музыкальных фестивалей. Его художественный руководитель – Людмила Алексеевна Лицова сказала, что «имя Льва Константиновича Сивухина для хоровой братии России – знаковое. Я принадлежу к молодому поколению последователей его школы. Когда он был Учителем с большой буквы, мы только выходили на хормейстерскую стезю.  Я очень рада, что в Н.Новгороде чтут память этого выдающегося хоровика».  

       «Дорога» и «Поклон» Л.Сивухина  по-новому прозвучали в исполнении  хора и стали данью памяти тому, чей юбилей отмечает сегодня Н.Новгород.

       Нетрадиционно звучало и «Воскресение Христово видевши» С.Рахманинова. Запредельное пиано сопряженное со звенящей чистотой и стройностью аккордов  словно резонировали вселенскому пространству...Такое видение тайны Воскресения наполняет душу  невыразимым восторгом с страхом пред Великим.

       И вновь Л.Лицова обращается к имени Л.Сивухина, чтобы представить мужской хор «Виктория», созданный по предложению Льва Константиновича 10 лет назад. В его состав помимо выпускников входят  студенты и аспиранты Саратовской консерватории. Этот коллектив  уже обладает своей яркой индивидуальностью и большим профессиональным потенциалом.  Поддаешься гипнотическому воздействию, когда слышишь тончайшие оттенки в голосе солиста (Яцуменко А.) в украинской песне «Нич яка мисячна» (в обр. А.Занорина). Радостью и неудержимым восторгом пышит «Shabat shalom» Я.Дубравина. Шутливые Канцоны Ю.Фалика словно жемчужины сверкали в исполнении хора, вызывая слушательскую симпатию.

     А в чем же специфика «Театра хоровой музыки»?

Л.Лицова: «Границы хорового театра и просто хорового исполнения совершенно отчетливы. Вопрос не в театрализации, а в драматургическом прочтении произведения, когда можно добавить движение или текст. И это не должно быть прямолинейно, но  - органично».     Подлинная органичность - гармония музыки, слова, мимики, жеста – критерий мастерства саратовского хорового театра. Людмила Алексеевна талантливо  проявила себя и в качестве сценографа. Не устаешь удивляться, слушая, казалось бы, давно знакомые произведения. В исполнении коллектива они приобрели новую жизнь. Так русская народная песня в обработке Л.Сивухина «Еще кто во горенке» - словно струя родниковой воды освежила  души слушателей. И какая свежесть и чистота исходила от  образов музыки  Э.Фертельмейстера «Я качался в далеком саду» в исполнении этого замечательного коллектива!

 «Песня извозчика» Н.Богословского, исполненная на бис (солировал вновь А.Кошелев), призвала публику к ответу. Нет-нет, не подумайте ничего плохого. Просто ее исполнителем был не только полюбившийся нижегородцам хор, но и слушатели  подпевали талантливым музыкантам .

      

 Браво, хор! Браво, дирижер!

  Елена Кондюрина,

студентка 1 курса кафедры прикладного музыковедения ННГК.

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт