на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Шестиструнная весна

                                 

                              Шестиструнная весна

На улице, несмотря на март, разыгрывалась метель, а в залитом ярким светом огромных люстр концертном зале наступила настоящая шестиструнная весна. Под аплодисменты и  непрекращающийся гомон слушателей, на сцену Большого зала Нижегородской консерватории вышли  доцент кафедры народных инструментов, кандидат искусствоведения Алексей Петропавловский и лауреат всероссийских и международных конкурсов Ровшан Мамедкулиев. Этого события с нетерпением ожидали очень многие поклонники классической гитары.

         Но что такое концерт для музыканта? Рядовое событие или всегда что-то особенное? Это статья – попытка разгадать тайну по ту сторону занавеса…  

В концерте прозвучали как лирические и виртуозные пьесы XIX и ХХ столетий, представляющие «золотой фонд» гитарной музыки, так и переложения фортепианных пьес, а также авторское произведение А. Петропавловского. Репертуар дуэта довольно широк, ощущается желание охватить как можно больше различных пластов мирового гитарного наследия. Не хватает только русской музыки, но, по словам Алексея Алексеевича, эта ниша скоро заполнится.

          Первое отделение музыканты открыли Фантазией «Два друга» испанского гитариста и композитора ХIХ века Фернандо Сора. Это произведение автор когда-то исполнял в дуэте с превосходным музыкантом Дионисио Агуадо, оно является гитарной классикой. Для дуэта А. Петропавловского и  Р. Мамедкулиева эта пьеса стала «визитной карточкой».

Далее звучала испанская романтическая музыка конца XIX начала ХХ веков, а также композиторов нашего времени с авангардными тенденциями («Микропьесы» Лео Брауэра), уже в сольном исполнении. И поскольку концерт был задуман таким образом, что в первом отделении музыканты играли сольно, а во втором - в дуэте, проявилась интересная идея. В начале концерта мы видим наших героев по отдельности, знакомимся с музыкальной личностью каждого, а затем уже наблюдаем, как они, эти личности раскрываются во взаимодействии.

Прозвучали в исполнении А. Петропавловского Арабское каприччио испанского гитариста Франсиско Тарреги, «Заклинание и танец» Хоакина Родриго - композитора, музыковеда, чьё творчество отличается неповторимым своеобразием стиля и глубинными связями с испанским фольклором.

Впервые была представлена «Баллада» А. Петропавловского. Это романтическая пьеса, написанная в рондообразной форме. Тонкая лирическая тема неторопливо развивается и  достигает кульминации в средней части. Арпеджированные пассажи, как волны, набегают на берег изначальной темы, которая постепенно растворяется в беглых линиях импровизационной фактуры.

- Композицией я занимался в училище у Андрея Зеленского, - рассказывает сам автор, - импульс для написания Баллады был в том, что один мой друг попал в сложную ситуацию, и хотелось как-то его поддержать, а словами многие вещи просто не выразишь.

           Алексею Алексеевичу свойственно философское понимание музыки. Во время исполнения он будто создает новые пространства, открывает слушателю неизведанные миры. Он, как живописец, играя, рисует тонкие образные сферы. Вот как об этом размышляет А. Петропавловский:  

- «Философское» - это образ плюс осмысление. «Философское» это не голая логика, формальная, как у софистов, это создание «системы образов». В философии, например, когда речь идет о мышлении, о сознании, о восприятии, их границ мы не видим, они не явлены нам. Так и  творчество - это всегда поиск границ, всегда работа «на острие».  Если это истинное искусство, а не массовый ширпотреб. Но при этом нужна обратная связь, которая обнаруживается в лице слушателей,  потому что мир – это они, и ты общаешься с миром через людей. Чтобы не уйти в эстетизированную реальность, как у Г. Гессе в «Игре в Бисер», нужно черпать из жизни сущностные моменты. Они проявляются в том, что твоя жизнь через музыку резонирует, пусть и неосознанно, с чувственным опытом каждого человека.

Вся творческая жизнь Р. Мамедкулиева формировалась под руководством Алексея Петропавловского, Ровшан является его учеником с одиннадцати лет. Ровшан – виртуоз. Его пассажи безупречны, он играет сложные технические пьесы и играет блестяще. Это харизматичный и  яркий музыкант. В завершение первой части концерта он исполнил две виртуозные композиции Мигеля Льобета Фолия и Хоакина Родриго Пассакалия и Сапатеадо. Его стиль игры отличают напор и стремительность, при тонком и трепетном отношении к звуку.

 Обоим исполнителям свойственна интеллигентность, которая проявляется в особом отношении к звуку. Во втором отделении в исполнении дуэта прозвучал Экспромт Франца Шуберта в переложении А. Петропавловского, это большое музыкальное полотно, которое требовало от музыкантов предельной концентрации. В гитарном переложении это произведение обрело интимный и лирический характер. Затем были исполнены пять «Микропьес» кубинского гитариста и композитора Лео Брауэра, «Милонга и Фугато» аргентинца Астора Пьяццоллы. Завершила концерт «Помпея» М. Пухоля. Это произведение было написано автором для гитары и флейты, но А. Петропавловский адаптировал его для двух гитар. На вопрос, что движет музыкантом, когда он делает переложения, Алексей Алексеевич отвечает так:

 - В первую очередь, это творческий импульс. Я знакомлюсь с музыкой, и она меня вдохновляет, я представляю себе, как это могло бы звучать на гитаре.  Что касается Шуберта, то я знал, что он сочинял и для гитары, что фактура у него  во многом гитарная. Именно этот Экспромт, особенно средняя часть - трио, меня сразил.

        Пьесы в исполнении Алексея Петропавловского всегда отличаются богатством содержания и яркой образностью.

Как определить, что такое образ в музыке, как его создать? Рассуждает Алексей Алексеевич:

- Образ - это не сон, не греза, он возникает во всех подробностях и обретает жизнь. Образ  - это особым образом организованное пространство, которое создается при определенных условиях, прежде всего доверия, открытости, настроенности на него. И когда открываешься в это пространство, возникает некий резонанс. Можно даже сказать, что это способ мышления потому, что можно помыслить о себе как о предмете, а можно как о пространстве. И когда ты входишь в концертный зал, получается движение пространства в пространстве. Я просто для себя вывел такую формулу и работаю по ней. Эта формула – результат многолетних размышлений, и я уверен, что для тех, кто захочет применить ее, и впустит в себя, она начнет работать. Гитара - фактурный инструмент, а это уже пространство, это ближний, средний, дальний план. Глубина, многообразие тембров -  все это характеристики пространства…

Звучание дуэта отличается чистотой, бархатной мягкостью и глубиной тембра.  Несмотря на то, что исполнители во многом различны, их дуэт изумительно целостен. Думается, это благодаря тому, что музыканты предельно внимательны друг к другу. Точность и выразительность исполнения обусловлена ясной фразировкой и тончайшими динамическими элементами, острым чутьем малейших ритмических нюансов. В их звуковой палитре преобладают пастельные тона.

 - Для удачного сотрудничества, - поделился своими наблюдениями Алексей Алексеевич, - нужны, прежде всего, дружеские отношения. Это для меня так. Потому, что дуэт -  это две личности и много сил уходит на согласование каких-то вещей, у каждого есть свои устремления. Но когда есть открытость, тогда есть понимание и взаимодействие.  Наш дуэт - это равноправное партнерство. Каждый должен уметь все, то выходя на первый план, то отступая, то равнозначно с партнером. Дуэт должен быть цельным и органичным.

Кульминация концерта началась с «Микропьес» Л. Брауэра, где насыщенные, яркие диссонансы буквально обжигали своей экспрессией, и продлилась уже вплоть до финала.

Как ощущается исполнителями удачный концерт?

       - Если все нормально и все хвалят, значит что-то не то, - отвечает Алексей Алексеевич, - Для меня удачный концерт это когда сильно устал. Чтобы он получился, надо выложиться, надо все отдать.

Якименко Нина

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт