на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Золотые вечера «Болдинской осени»

Золотые вечера «Болдинской осени»Наверное, нет на свете театров, репертуар которых не включал бы в себя произведения великого П. И. Чайковского. Нижегородский государственный академический театр оперы и балета имени А. С. Пушкина, на сцене которого прошел двадцать третий Всероссийский пушкинский фестиваль оперного и балетного искусства «Болдинская осень», не исключение.
17 ноября нижегородские зрители увидели давно знакомую и любимую классику – балет П. И. Чайковского «Спящая красавица». Россыпь прекрасных мелодий, которыми насыщена музыка этого шедевра мировой хореографии, красочность оркестровки, яркость танцевальных номеров продолжают покорять публику вновь и вновь. В партии Авроры блистала прима-балерина Русского камерного балета «Москва», заслуженная артистка России, лауреат и дипломант международных конкурсов и фестивалей, обладательница премии «За сохранение классических традиций русского балета» Елизавета Небесная. Принц Дезире - солист Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А. С. Пушкина, заслуженный артист России, дипломант Всероссийского конкурса, лауреат премии «Нижегородская жемчужина» Леонид Сычев. Так же порадовали наши солисты – Елена Бекшаева, исполнившая партию Феи Сирени, и Александр Лысов в роли Феи Карабос.
Елизавета Небесная окончила Пермское хореографическое училище и Российскую Академию театрального искусства, работала в Государственном академическом театре классического балета под руководством Н. Касаткиной и В. Василева, с успехом гастролировала в Европе, Америке, Восточных странах и СНГ. На нижегородской сцене Елизавета танцует не впервые. «Я дружу с нижегородским театром давно, - рассказывает балерина. - С радостью хочу отметить хороший уровень балетной труппы. Приятно, что появилось много молодых танцоров, ведь балет – это, прежде всего, искусство молодых. Принцессу Аврору я уже танцевала на нижегородской сцене в прошлом году. Это одна из самых трудных партий, требующая выносливости, техничности, кристальной точности движений и, одновременно, яркости раскрытия образа. У исполнителя нет права на ошибку, поэтому не так много балерин танцуют эту партию. Она сложна и тем, что во время спектакля происходит смена характера героини. Вначале Аврора - наивная девочка, видящая мир лишь в светлых красках. Переломный момент наступает в сцене с веретеном. И еще: кто из нас не мечтает о принце? В этом современность «Спящей красавицы».
Стремительная, изящная, словно хрустальная Елизавета Небесная и темпераментный, одухотворенный, буквально купающийся в музыке Леонид Сычев прекрасно дополняли друг друга. Александр Лысов, эффектно появлявшийся в роли злой Феи Карабос и наводивший страх на всех жителей сказочного королевства, вносил в действие необходимые тревожные нотки. Ярким контрастом выступала целомудренная, нежная Фея Сирени, партию которой исполнила Елена Бекшаева. Именно это столкновение двух контрастных миров наделяет «Спящую красавицу» особым динамизмом. Спектакль действительно получился незабываемым, а разве может быть иначе? Ведь классика, как известно, вечна.
Нижегородские зрители еще раз убедились в этом 20 ноября. Под музыку П. И. Чайковского на сцене театра оживали герои оперы «Евгений Онегин» по роману в стихах А. С. Пушкина. Музыкальный язык в сочетании с прекрасным поэтическим текстом остро передает переживания героев. Безусловно, украшением спектакля стали гости фестиваля: солистка Воронежского театра оперы и балета, лауреат Всероссийского конкурса Александра Добролюбова в партии Татьяны Лариной и солист театра Санкт-Петербургской консерватории, лауреат международных конкурсов Павел Янковский в роли Евгения Онегина.
Несмотря на то, что молодые солисты выступали на нижегородской сцене впервые, они сразу полюбились зрителям. Александра Добролюбова пленяла не только мягкими переливами сопрано, но и выразительной, эмоциональной игрой. Она заставляла публику переживать вместе с ее Татьяной, внимательно вслушиваться в интонации, следить за каждым движением героини и улавливать малейшие изменения в ее характере. Особенно ярко это проявилось в знаменитой сцене письма. Оставшись наедине с собой, Татьяна поражала неисчерпаемостью красок: то робкая, то вдруг решительная и неистовая, то нежная и мечтательная. «Это моя первая партия, - рассказывает Александра Добролюбова. - Раньше мне казалось, что Татьяна - ранимый, хрупкий человек девственной души, начитанный и скромный. Но с опытом открываешь для себя новые оттенки в образе героини. Теперь мне гораздо ближе заключительная сцена, нежели сцена письма. Вообще наша профессия этим и интересна - мы создаем новые жизни, раскрываем неизвестные ранее стороны характера своих героев. Ощущение, будто попадаешь в сказку!» Героиня Александры Добролюбовой не просто пела и двигалась по сцене, а действительно жила. Глядя на певицу, невозможно было не проникнуться любовными муками Татьяны.
Достойным партнером хрупкой и трепетной Татьяне Лариной был Евгений Онегин - Павел Янковский. Высокий, стройный, наполненный внутренней силой, певец преподнес этот образ как воплощение надменности и элегантности. Неспешная походка, высокомерный взгляд, сдержанность движений... Но это далеко не все, чем Павел Янковский наделил своего героя. «Впервые я исполнил эту партию, будучи студентом четвертого курса Санкт-Петербургской консерватории, - рассказывает певец. - Моему темпераменту ближе вторая часть оперы, когда через несколько лет Онегин встречает Татьяну. В образе появляется экспрессия». Да, Онегин в исполнении Павла Янковского действительно менялся: в заключительной сцене объяснения с Татьяной от прежних качеств не осталось и следа. В бархатистом звучании баритона – смятение, безумная страсть и, одновременно, отчаяние.
Спектакль украсили солисты Нижегородского театра оперы и балета. Поэтическую натуру Владимира Ленского тонко раскрыл заслуженный артист России, лауреат премии Н. И. Собольщикова-Самарина, а также премии «Творческая удача» Михаил Ларин. Контрастом романтичной Татьяне выступила энергичная Ольга, партию которой исполнила лауреат Всероссийского конкурса и премии «Творческая удача», несравненная Татьяна Гарькушова. Антиподом юным и темпераментным героям появлялся степенный Гремин в исполнении лауреата премии «Творческая удача» Александра Сильчука.
Александра Добролюбова и Павел Янковский с радостью отметили «теплое, внимательное отношение и добрую атмосферу нижегородского театра». Надеемся, что творческое сотрудничество наших солистов с молодыми гастролерами продолжится!
Вечер 21 ноября познакомил нижегородских театралов с еще одной гостьей фестиваля – солисткой Московского государственного академического музыкального театра имени Н. И. Сац, заслуженной артисткой России, лауреатом Международного конкурса Еленой Музыкой. Она исполнила партию Одетты-Одиллии в балете П. И. Чайковского «Лебединое озеро». Что может быть прекраснее трогательной сказки о преданности, отваге и любви? Когда мир гибнет на глазах, когда мечта о счастье кажется несбыточной, только любовь может спасти. Именно это чувство воспел в своей музыке П. И. Чайковский. Об этом зрителям рассказали и герои спектакля.
Одетту-Одиллию можно назвать центральным персонажем балета. Не секрет, что ее партия является одной из самых сложных, требующих от балерины не только виртуозной техники, но и артистизма. Елена Музыка превосходно справилась с обеими задачами, изобразив в одном спектакле два разнохарактерных образа. Балерина блестяще продемонстрировала мастерство перевоплощения. Печальная, утонченная, застенчивая Одетта с мягкими, плавными движениями рук ярко контрастировала с надменной, огненной, будто обуреваемой дикой страстью Одиллией, обольщающей принца в сцене бала. Решительные жесты, резкие повороты головы, эффектные фуэте подкреплялись кардинальными изменениями в мимике: молящий, взволнованный взгляд растворился в сверкающем пламени глаз, а выражение грусти и обреченности сменилось самодовольной, сияющей улыбкой. Одиллия Елены Музыки словно вовлекала принца в азартную игру, доставляющую героине невероятное удовольствие. «Изюминка партии в соединении двух противоположных начал, - делится своими рассуждениями Елена Музыка. - Перед балериной стоит нелегкая задача перевоплощения из положительного образа в отрицательный. Одетта – самое чистое существо, которое способно на прощение. Одиллия же – это олицетворение коварства. Мне труднее исполнять партию белого лебедя, ведь ангелов, как известно, не бывает, а зло играть всегда легче».
С Одеттой-Одиллией Елены Музыки органично сочетался принц Зигфрид, партию которого исполнил солист нижегородского театра, лауреат премии «Нижегородская жемчужина» Василий Козлов. Представляя своего героя благородным и бесстрашным, он не лишил его душевной теплоты и искренности. От этого образ принца стал более живым, близким нам. Светлому миру противостоял злой Ротбарт в исполнении солиста нижегородского театра Артема Маурера. Если Елена Музыка и Василий Козлов танцевали спектакль на особой романтической волне, словно погружаясь в волшебные воды «Лебединого озера», его герой отличался хладнокровностью и сдержанностью эмоций.
Балет пролетел на одном дыхании. Каждую секунду ощущалось, что исполнители переживают вместе со своими героями. Сквозь танец было видно личное отношение солистов к происходящему на сцене, а от этого спектакль стал вдвойне дорог зрителю.

Мария Евсеева
Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт