на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  “Помечтаем по-французски?”

Мягкое, бархатное Ф, раскатистое, грассирующее Р, глубокое, протяжное А – Франция… Это слово звучит, словно песня. Ренуар и Моне раскрасили эту песню брызгами солнечной акварели, а Клод Дебюсси придумал для неё музыку. В этой песне есть голубое безоблачное небо и кусочек Эйфелевой башни. В ней соединились терпкий вкус шоколадных трюфелей и шипящие пузырьки лёгкого игристого вина, невесомая дымка изысканных французских духов и утончённый аромат французского кино. Недавно озорной французский ветер, пролетая над Нижним Новгородом, оставил несколько душистых капель этого волшебного аромата на память о себе.

Большая неделя французского кино. Именно так назывался фестиваль, который проходил в Нижегородском кинотеатре “Орлёнок” с 26 февраля по 5 марта. Фестиваль был организован французским центром образования и культуры “Альянс Франсез Нижний Новгород” (Alliance Francaise de Nijni Novgorod) под эгидой Посольства Франции в России. Как было сказано на церемонии открытия фестиваля, это уже восьмая неделя французского кино в Нижнем Новгороде.
По словам представителя комитета международных, межрегиональных и межэкономических связей Нижегородской области, начальника международного отдела Гусевой О.Ю., 2009 год в Нижнем Новгороде будет очень активным в связи с проведением многочисленных кинофестивалей: “В марте киноцентр “Рекорд” представит фестиваль Канадского кино. Апрель – время для фестиваля латиноамериканского кино (Чили, Аргентина, Куба и ряд других стран). В мае состоится фестиваль культуры Финляндии, а в сентябре – фестиваль чешских фильмов. Очень приятно, что, несмотря на мировой финансовый кризис, когда сложно организовать подобного рода мероприятия, мы совместными усилиями, благодаря слаженному партнёрству Посольства, центра “Альянс Франсез”, кинотеатра “Орлёнок”, киноцентра “Рекорд” имеем возможность за относительно небольшие деньги смотреть новинки киноиндустрии разных стран. Это хорошая возможность встретиться и посмотреть качественное кино”.
Церемония открытия фестиваля – это всегда приветственные речи, поздравления, аплодисменты и предвкушение будущего удовольствия от просмотра фильмов, от знакомства с новыми героями и их судьбами, от этого удивительного ощущения, когда в твоей руке находится плотный квадратный билетик. Билетик в кино…
На этот раз зрители познакомились с кинолентами молодых французских режиссёров и работами актёров нового поколения, с проблемами и жизнью современной Франции. Сегодняшний облик французского кино представляет собой смесь изысканности и сложности съёмок с интригующей напряжённостью сюжетов. Часто – это психологически заостренные, тонкие фильмы с анализом неоднозначных внутренних состояний героев, с замысловатыми хитросплетениями взаимоотношений. И в тоже время ощущение послевкусия от таких кинолент лишено тяжёлого или горького привкуса. Если грусть – то светлая, если печаль – то ясная. Наверное, это и есть признак качественного кино – многогранность, когда есть возможность посмеяться, поплакать, подумать. Двойственность, сложные эмоциональные грани, размытые цвета – наверное, так можно в нескольких словах рассказать о современном французском кинематографе.
Молодое кино XXI века. А что же было сначала, в тот зимний день, в далёком 1885 году, когда зрители, благодаря легендарным братьям Люмьер, были шокированы зрелищем огромного паровоза, несущегося на всех парах им навстречу прямо с киноэкрана? Да-да, это были первые кинозрители, и первый в истории публичный кинопоказ. В этот день в салоне “Гран-кафе” на бульваре Капуцинов родился кинематограф. Сколько ему довелось пережить с той поры! И трюковое кино Ж. Мельеса в ранний период своего развития. И ежегодные международные Каннские кинофестивали, которые проводятся с 1946 года. И так называемую “новую волну” французского кино, когда появилась целая плеяда талантливых режиссёров, которых сейчас уже можно считать классиками своего жанра. Клод Лелуш, Жан-Люк Годар, Клод Шаброль – целая вереница, созвездие культовых режиссёров. Какой же он сейчас, этот французский кинематограф? Ему чуть больше сотни лет – не мальчишка уже, но и не дряхлый, убелённый сединами старец. Хотя, возраст – далеко не главный критерий оценки. А что же главное? Наверное, то особое настроение, которое неизменно оставляют в душе французские фильмы. И старые, и новые, и те, что мы увидели на фестивале в “Орлёнке”.
“Франция”, “На ринге”, “Наслаждение – Палома”, “Всё прощено”, “Водяные лилии”, “7 лет”, “Мамина улыбка”, “Тринадцать квадратных метров”, “У” – это не просто названия фильмов. Каждое слово из этого списка – загадочный шифр, за которым скрываются сюжетные хитросплетения и интриги, неразгаданные тайны и вопросы, требующие ответов. Каждый фильм оставляет за собой тонкий шлейф неповторимого французского аромата
“Наслаждение – Палома” (режиссёр Надир Мокнеш) – завораживающий фильм, искрящийся запахами “жасминового сорбета, дроблёного миндаля и лепестков розы”. В основе композиции – пронзительная история о жизни необыкновенной женщины, её стремлении к исполнению своей мечты и крушении всех светлых надежд. Впечатляет потрясающая работа актрисы со сложным, но красивым именем Биюна, сыгравшую роль мадам Алджери. В прошлом Биюна была танцовщицей, а сейчас является звездой кино и телевидения во Франции и у себя на родине в Алжире. С первого взгляда её лицо, жесты, походка приковывают к себе внимание. Но самая яркая “изюминка” во внешности актрисы – её глаза. В них есть и мудрое спокойствие, и скрытая тревога, которая выдает в ней хрупкую беззащитность. Её героиня вызывает сочувствие, искреннее сопереживание и симпатию, несмотря на неоднозначность поступков, в которых она иногда находится на грани допустимого в человеческих отношениях. Успех этой картины и высокую профессиональную оценку – французскую кинопремию братьев Люмьер за лучший фильм на французском языке (Париж, 2008) – во многом определила необычность и неповторимость главной героини.
“Мамина улыбка” – дебют молодой сценаристки и режиссёра Карин Тардьё. Мягкий и добрый, смешной и в то же время немного печальный как родная мамина улыбка – этот фильм, наверное, можно назвать сердцем фестиваля. На языке ароматов – это нежный цветочный дуэт, наполненный благоуханием летнего сада с едва уловимой ноткой солнечной ванили. Всё очарование картины заключено в той безотчётной внутренней перемене, которая происходит с героями. Поначалу не понимающие друг друга, наедине со своими проблемами, они словно находятся в вакууме, не слушая и не желая поделиться тревогами и печалями. Девочка-подросток Лулу считает свою маму Жюльет угрюмой и не способной улыбаться. Жюльет отрешённо просиживает вечера на скамейке в саду, не обращая внимания на дочь. Но потом… потом между ними возникает узкая дорожка любви и понимания, нежности и доверия, по которой они идут навстречу друг другу. Они улыбаются друг другу. И… о чудо! оказывается, у дочки такая же улыбка, как у мамы. Мамина улыбка.
Приятным сюрпризом для нижегородских зрителей стал полнометражный мультипликационный фильм “У” режиссёра Сержа Елисальда. Вообще, французская анимация – ровесница французского кинематографа. В конце 19 века некий Шарль-Эмиль Рено придумал Оптический театр, в котором показывал так называемые “светящиеся представления”, где картинки, чередуясь, создавали подобие движения. Эти представления были очень популярны, но “кинореволюция” братьев Люмьер оттеснила их на второй план. Однако, анимация шла рука об руку с кино, не отставая и не уступая ни в чём. Фестиваль – ещё одно подтверждение этому. Удивительно яркий, свежий, будто нарисованный фломастерами, мультфильм с кратким названием “У” оживляет и взбадривает как бокал холодного лимонада в жаркий летний день. Кстати, о названии. На самом деле, У – это не только имя симпатичной белокурой феи. Это ещё и сокращение от латинского слова “Unicorne”, что в переводе означает “единорог”. Вот такая необычная героиня – фея-единорог. Все маленькие зрители в зале были просто в восторге от её голубых глаз и прелестных длинных ушек. Хотя, нельзя сказать однозначно, что этот фильм предназначен только для детей. Взрослым тоже будет полезно его посмотреть. Это история о первой любви, настоящей дружбе и о том, что все дети рано или поздно взрослеют. Ну, а особый аромат этой картине придаёт музыка французского композитора Сансеверино. Огненные знойные цыганские мотивы гитарных переливов переплетены здесь с пряными нотками джаза.
Ну, и напоследок, фильм, собравший самое большое количество зрителей – “Водяные лилии”, повествующий о девочках, занимающихся синхронным плаванием. Для сценаристки и режиссёра Селин Скьямма – это первая полнометражная киноработа. И, нужно отметить, очень сильная работа. Режиссёр рассказывает нам историю трёх пятнадцатилетних девушек, пытаясь через неё передать собственные откровенные, хрупкие ощущения и эмоции. Мы увидели эту историю словно через “замочную скважину”, через щёлочку проникли во внутренний мир героев, в душу самого режиссёра. Многоплановость фильма заключена в разветвленной, но «читаемой» символике. По словам самой С. Скьямма, синхронное плавание – это символ внешнего и внутреннего мира. На поверхности – красивая картинка, синхронные движения и блестящая улыбка, вдох…и снова под водой тяжёлая работа. Также и в жизни. Снаружи всё безупречно, а в душе глянец не нужен. Это очень женское, по-французски откровенное и дерзкое кино.
Драма, комедия, детектив, мультфильм – 9 картин за 7 дней. Даже самый придирчивый зритель на французской неделе кино сумел найти для себя тот самый любимый фильм, который заставил его радоваться и грустить вместе с героями, волноваться и мечтать. Мечтать по-французски… Под мерцающий свет киноэкрана и скрип старых деревянных сидений, которые много лет подряд остаются в тёмном зале, когда гаснет свет и уходят зрители. Они неподвижно и послушно стоят плечом к плечу, тесными и стройными рядами, ожидая встречи с новыми фильмами, вдыхая аромат французского кино…

Арт-журналист II курса ФДО ННГК
Корнишина Ирина
Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт