на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Краткий кукольный словарь (экзаменационная версия). Милораду Павичу посвящается…

Вы играете в куклы?
Да ведь это занятие для маленьких детей! Как раз вчера я слышала, что куклы нужны им для того, чтобы «познавать мир», «примерять разные модели поведения» и учиться разным «социальным ролям»…
И только-то? Как бы не так! Подробности – в алфавитном порядке. Да-да, перед вами кукольный словарь – краткий. К тому же экзаменационная версия, поэтому не удивляйтесь, что в путешествии от «А» до «Я» многие пункты мы минуем без остановки. Но в самых интересных местах непременно побываем!

А…у меня не получается начать с этой буквы. Казалось бы, чего проще – выстроить все, что связано с куклами, по алфавиту. Но в моем случае, интерес к этой теме начался не с первой буквы, а со второй, благодаря спектаклю театра «Комедiя». Он так и назывался – «Куклы». Пьесу написал испанский драматург Хасинто Грау, а поставил ее на нижегородской сцене режиссер, о котором пойдет речь в следующей главе.

Б
Белякович Валерий. Народный артист России, художественный руководитель московского «Театра на Юго-Западе». История о Пигмалионе и его созданиях прочитана режиссером как притча о театре, наполненная горькой мудростью, пронизанная личными размышлениями, рассказанная с самоиронией и подсвеченная изнутри неизбывной любовью к актерам и сценическому искусству.

В
В дар богам. Куклы зачастую предназначались в дар богам. Это было нужно, чтобы завоевать их благосклонность, ведь сам человек мыслился не как венец творения, а лишь как игрушка в руках высших сил. Так, в храмы Японии приносили кукол со всей округи, их просто негде было складывать! Спасало лишь поверье, что по определенным дням такие куклы (их называли нагаси-бина) следует складывать в маленькую лодочку и спускать вниз по реке к морю. Японцы верили, что с куклами уплывали и многие грехи, житейские проблемы и несчастья.
Но со временем чувство предопределенности изжило себя, ему на смену пришла установка, что каждый сам творит свою судьбу и свое счастье. Человек стал действовать с осознанием, что он полновластный хозяин своей жизни. Помните, как у Булгакова: Берлиоз рассуждал о своих планах на вечер, которым не суждено было исполниться. «Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день?» - поставил его в тупик Воланд.
Так и в спектакле «Куклы» актеры-марионетки, обученные одному амплуа, внезапно взбунтовались против своего «кукловода». Но стоило воспротивиться режиссерской воле, остановить работу над спектаклем, как остановились и сами куклы, дали сбой их почти совершенные механизмы. Но и Пигмалион не смог бы обойтись без своих творений, в которых он вложил душу и все устремления. И все же… в финале спектакля на сцену выходит сам режиссер-постановщик и произносит монолог, которого нет в пьесе. Он говорит о живом театре, в котором нет и не может быть актеров-марионеток, хотя во все времена возникало искушение свести роль актера к послушному исполнению, автоматической точности, лишить его права быть соавтором роли и ее создателем. Живые актеры, мыслящие и переживающие, должны выходить на сцену, - утверждает В. Белякович, показывая нам в своем спектакле, что театр очеловечивает даже кукол.


Д
Душа. К одухотворению кукол в старину относились с трепетом и сильной верой. Театральный художник В.Дубровский, недавно выставлявший свою коллекцию кукол, рассказал, что в мусульманских странах расценивалось как большой грех изготовление кукол, совсем недопустимо было рисовать их лица. Считалось, что таким образом он отдает неживой кукле часть своей души, очеловечивает ее и делает опасной.
В спектакле, к которому я теперь мысленно все время обращаюсь, так и произошло. Пигмалиону, хозяину кукольного театра, удалось создать механических актеров, практически неотличимых от настоящих. Им оказались не чужды и человеческие пороки – зависть, ложь, тщеславие и предательство.


И
Игрушка. Действительно ли вместе с детством мы расстались с куклами-игрушками? Окиньте взглядом свою комнату, рабочий стол… Наверняка, там найдутся фигурки-символы разных лет из Китайского календаря, плюшевые «существа», подаренные близкими, какая-нибудь смешная самодельная игрушка…
Мы вольно или невольно, но храним воспоминания, связанные с игрой и любимыми куклами. А может, и такими, от которых становилось страшно. Мне, например, до сих пор не ясно, как дизайнеру могла придти в голову мысль сшить абсолютно черную плюшевую гориллу с сигарой в зубах и со злобной ухмылкой.

М
Марионетки. Мечтой многих детей были перчаточные куклы, которые можно надеть на руку, чтобы разыграть представление. Еще лучше – научиться управлять марионетками. Можно я вновь поделюсь детским воспоминанием?
Воспитатели в саду никогда не давали нам даже подержать в руках кукол-марионеток, которые просто украшали комнату для игр. Это приводило нас в неимоверное расстройство и недоумение – зачем они тогда нужны? Одновременно это рождало еще более сильное желание подергать самим за веревочки, идущие от ручек и ножек, почувствовать, как от твоих движений оживает бездушная фигурка. И почувствовать, как это сложно - скоординировать точный поворот пальцев с пластикой куклы. Кажется, что ты сейчас слегка приподнимешь вот эту веревочку – и кукла сделает плавное движение рукой. Но вместо этого она почему-то резко неуклюже рванула рукой вверх, сотрясшись всем «телом».
Как часто мы используем слово «марионетка», когда ведем речь о манипулировании человеческими чувствами и его сознанием! Бесконечная тема! И потому предлагаю проследовать к очередной букве.

Н
Не для игры. Так детское ли занятие – играть в куклы? Люди в древние времена, наверное, удивились бы ему и однозначно ответили: «нет». А в придачу, вероятно, принесли бы кого-нибудь в жертву богам вместо кукол (см.букву «В»).
Куклы начали свое существование как талисманы, обереги, посредники с потусторонними силами. Например, в Японии и других восточных странах существовали куклы, к которым запрещено прикасаться всем, кроме определенных людей (особенный запрет касался детей). Скажем, к куклам, которые участвовали в японском обряде, посвященном девочкам (он назывался Хина Мацури). В этот день самый старший член семьи выставлял на специальном помосте особых кукол, покровительствовавших женскому началу.
Конечно, с этими куклами не играли. Их всегда перевозили с собой из дома в дом, их передавали по наследству.

О
Обереги. В домах людей всегда присутствовали своеобразные изображения тех или иных богов и божков, которые должны были охранять дом и его жителей.
У славянских народов существовали куклы–обереги для каждого случая жизни: женские обереги домашнего очага, куклы от сглаза, от ссоры. Когда мужчина уходил в военный поход, жены давали ему фигурку, которая хранила бы его вдали от дома. А фигурку, изображающую мужа, женщины оставляли себе и тщательно оберегали.

С – страны воюют, а куклы дружат. Такая мысль была высказана на выставке кукол. Действительно, рядом с греческими куклами стояли турецкие, арабские соседствовали с израильскими, абхазские – с осетинскими… Причем, это случилось спонтанно, владелец коллекции осознал эту закономерность, уже когда экспозиция была выстроена. Куклы дружат, пока не попадают в руки тех, кто может ими управлять.


Ц
Целители-куклы. В Японии существовали даже специальными куклами, призванные облегчать человеческие страдания. Достаточно было потереть больное место бумажной или соломенной куклой (ее называли надэмоно: «вещь, которой трут») или просто подуть на нее. Тогда все болезни и даже грехи переселялись в куклу, которую надлежало в третий день третьего месяца года бросить в воду или сжечь на костре.

Я
Японцы, кстати говоря, и поныне не выкидывают старых кукол! Их принято относить в храм и поручать заботам буддийских священнослужителей, знающих, как правильно провожать в последний путь и людей, и кукол.
Оказывается, не исчерпывается слово «кукла» синонимом «игрушка». И возможно, люди, которые так бережно относятся к образу, созданному нашими руками, и к человеку подходят с иной меркой?
Арт-журналист II курса ННГК
Тихонова Мария

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт