– Ах, да. Очередной
провинциальный фестиваль, – ухмыльнулся мой приятель Скептик, отбрасывая газету
в сторону. – Вот увидишь, никто не придет. Человека три-четыре, не больше. Кому
сейчас нужны пятиминутные излияния неизвестного режиссера! В жизни каждого и
так хватает проблем. Вот если бы это был блокбастер или молодежная комедия, на
худой конец…
Однако вечером
20 сентября около кассы киноцентра собралась внушительная очередь. Это и
неудивительно. Программа обещала быть интересной. Фильмы из Великобритании,
Ирландии, Израиля, Испании, Дании – целый мир за стеклом кинопроектора!
Показ открыла трагикомическая
лента британского режиссера Пола Гловерса «Поток». Герой отправляется к своей
невесте и ее родителям в маленький городок. Однако обычный путь превращается в
настоящее испытание. Видимо, судьба решила жестоко пошутить над ним, посылая
навстречу мошенников, недоверчивого владельца бензоколонки, несчастную собаку,
которую он сбивает, ее владельца, оказавшегося отцом невесты... Жизнь
превращается в сумасшедшую карусель, и в какой-то момент безобидный,
добропорядочный и законопослушный на первый взгляд человек теряет голову. И
совершает преступление за преступлением. Угоняет машину, избивает пожилого
человека. Трагично, не правда ли? Происходящее кажется странным, а сама
ситуация – гротескной, и зритель смеется. Бодренькие рок-н-ролльные композиции
за кадром тоже «обманывают» слух: «смотри, жизнь – замечательная вещь. Нет
никаких проблем. Эта картина – лишь продукт воображения, игра, не больше».
Режиссер предлагает зрителю
решить головоломку. Он словно задает вопрос: «грехопадение» героя –
действительно шутка злых сил, или ответственность за происходящее ложится на
общество? Может быть, проблема кроется в разобщенности и страхах людей,
порожденных им?
В фильме переломным моментом
становится встреча с хозяином бензоколонки. Этот угрюмый человек скован и
напряжен. Он не верит в людей. У водителя украли бумажник? Немыслимо! Легче
поверить своему воображению: перед ним вор, а не пострадавший! Столь же
подозрителен и главный герой.
Он становится жертвой своих
страхов. Мужчина, предлагающий помощь, в его больном воображении превращается в
убийцу. Срабатывает стереотип – если у человека руки в крови, значит, нужно
бежать от него без оглядки. Герою даже не приходит в голову, что это – хозяин
сбитой собаки, который оставался рядом со своим питомцем до конца. Переживший
потрясение пожилой человек произносит ключевые слова фильма: «И что вы делаете,
когда боитесь? Забиваете кого-то до смерти?» Страшный вопрос, на который, к сожалению,
некоторые сейчас дают положительный ответ.
– Конечно, легко судить,
когда все идет своим чередом, и ты сидишь взаперти в своей квартире. Что же
делать, когда в твоей жизни появляются люди с нечистыми помыслами? – шепчет,
склонившись ко мне, Скептик. – Как порой искусно они могут «сыграть»
доброжелательность, страдание, да что угодно! А потом манипулировать твоими
чувствами!
Режиссер Крис Кинг основывает
свою картину на реальных событиях. Беременная молодая американка, пережившая
трагедию изнасилования, хочет отдать будущего ребенка в другую семью. Весь
фильм строится на диалоге между ней и бездетной супружеской парой. Поначалу
кажется, что герои фильма искренни друг с другом и со зрителем. Речь Рэйчел
превращается в исповедь. Она осознает, что, отдавая ребенка в чужие руки,
лишается части себя и говорит о своих переживаниях. Понятны и чувства будущих
«родителей», которые боятся, что в последний момент девушка передумает. Но
постепенно исповедальность превращается в неестественную сентиментальность. В
речи героев становится слишком много приторно участливых интонаций. Кажется,
режиссер намеренно утрирует картинку семейного счастья, тем самым обостряя
жестокую реальность финала. Рэйчел – мошенница. Мнимая «беременная» берет
деньги с бездетных семейных пар, играя на самом естественном для женщины
чувстве материнства. Слова эпиграфа «Родная мать в первую очередь думает о
нуждах своего ребенка» и детская колыбельная звучат почти как насмешка.
Режиссер картины «Официант»
Хибо Винк, в отличие от своих коллег из Великобритании и США, не делает акцента
на сильных страстях и эмоциях. Его герой отрешенно смотрит на мир. Он – пожилой
официант, готовящийся уйти на пенсию. Персонаж наблюдает за посетителями,
подмечает характер каждого клиента, его настроение и состояние. Он
предугадывает желания людей, которые и не подозревают о его даре: читать
человеческие мысли. Даре приобретенном, пришедшем к нему вместе с опытом.
Влюбленные и деловые люди, супружеские пары и холостяки, взрослые и дети у него
как на ладони. Он созерцает мир как Творец, немного уставший от своего
творения: «Почему бы не уйти? Но как? Просто уйти и все…» И официант уходит. В
финале фильма он сидит за столиком кафе. Пространство наполнено светом и свежим
воздухом. Теперь он такой же гость и посетитель, как другие… Титры. В темном
кинозале становится по-домашнему тепло и уютно.
Такое же приятное
«послевкусие» оставляют еще два фильма – «Кислое молоко» и «Новичок». Оба в той
или иной мере связаны с проблемой национальных конфликтов в современном мире.
Фильм израильского режиссера Амита Джиселтера снят в духе притчи. Лента
рассказывает о спасении маленькой девочки арабским торговцем специями, который
во время облавы прячет ее в корзине. Мораль очевидна: человеческая жизнь
превыше любой идеологии. Сегодня об этом часто забывают.
«Новичок» – история о
маленьком чернокожем мальчике и его первом дне в европейской школе, где он
вынужден приспосабливаться к непривычным условиям. У себя на родине он был
одним из первых учеников, любимцем учителя. Здесь он – один из многих,
растерянный и неуверенный. Усугубляет ситуацию стычка со сверстниками, которые
издеваются над мальчиком. Поведение одноклассников заставляет его вспоминать
последние дни на родине, смерть учителя от рук наемников.
И тем не менее, взгляд
режиссера оптимистичен. Часто дети лишь копируют поведение взрослых. Для них
даже жестокость пока еще игра, и они в любой момент могут помириться – и
новичок заслужит авторитет среди товарищей. Фильм заставляет задуматься о том,
что у детей перед взрослыми есть важное преимущество: они не так одержимы
гордыней, поэтому реже превращают маленькую частную стычку в глобальный
конфликт.
Послесловие
Просмотр окончился на
удивление быстро. К сожалению, по не совсем понятным причинам зрители не
увидели шести конкурсных картин. Кинолюбители с надеждой ждали еще некоторое
время, но показ так и не возобновился. Печально было, что в тот вечер «за
кадром» остались не менее интересные и глубокие картины: «Моя мама» британского
режиссера Сьюзан Эверетт, «Make my day» из Дании (режиссер
Пелле Мёллер, новозеландская «Игра» Джона Коэн-ДюФура, «Грядут перемены» Марка
Олстона (Австралия), «Viva sunita» из Индии (режиссеры Боб и Лола), «Золотая нить» испанца Диего
Санчидриана Рубио…
– Вот видишь, – Скептик
дернул меня за рукав, – я так и знал. Что-нибудь случится! Не совсем культурно
получилось. А я ведь еще надеялся, что смогу проголосовать за понравившуюся мне
картину. Короткометражки–то были хороши…– Скептик горестно вздохнул и зашагал
по дорожке, оставив меня в раздумье.
Олеся Платонова,
арт-журналист II курса
ФДО ННГК
|