на главную
Разделы портала

**

СТРАСТИ ПО БАХУ  |  «Встреча» в «Рекорде» – диалог в вечности

Студенты и пожилые люди, ценители кино и обычные зрители ждали показа с нетерпением. Было интересно понаблюдать за их реакцией, ведь это был не совсем фильм. Скорее, киноспектакль, выдержанный в традициях советского телевизионного театра. Несколько актеров, съемочный павильон, замечательное музыкальное сопровождение и, конечно, сама пьеса – вот те «киноингридиенты», которые помогли режиссеру по-новому взглянуть на театральную постановку.

Итак, интродукция. В доме Георга Фридриха Генделя, кажется, ждут гостя. Перед зрителем – «кинонатюрморт». Спелые фрукты и терпкое вино уже на столе. Домашняя кошка завистливо смотрит на угощения, ждет лакомого кусочка. Звучит «Аллилуйя» из оратории «Мессия» Генделя – первый лейтмотив спектакля, тема гордости и славы композитора. Клавесин в углу комнаты, картины на стенах (сцены из рыцарских времен, пейзажи, портрет саксонского курфюрста), резная мебель темного дерева… Действие всей пьесы будет происходит здесь.

На сцене – Иоганн Кристоф Шмидт, слуга и друг Генделя. Он комментирует приготовления к обеду, и из его уст зритель узнает первые подробности происходящего. Гость, для которого устраивают столь роскошную трапезу, «музикдиректор» при дворе курфюрста саксонского – Иоганн Себастьян Бах. По ходу развития действия Шмидт проникается все большей симпатией к Баху и даже рискует защищать его от нападок своего завистливого, не в меру раздражительного хозяина. Протестуя против его бесцеремонного поведения, Шмидт время от времени нарочито хлопает дверью. Но что он может изменить? И, в конце концов, уходит – неожиданно и навсегда, аккуратно притворяя за собой двери комнаты. Друг наказывает Генделя одиночеством. Но это происходит потом.

Пока же – экспозиция «театральной сонаты». Ничего не подозревающий Гендель (Регимантас Адамайтис) жаждет увидеть гостя. Что может их связывать? Бах принят в общество музыкальных наук в Лейпциге? Но это, скорее, повод, а не причина встречи. Пока зритель ломает голову, появляется Бах (Донатас Банионис). Он скромен и прост, чуть-чуть наивен. Его коллега, напротив, горд и одержим ревностью. Гендель известен в Лондоне, но у себя на родине давно забыт. Немецкие обыватели никогда не слыхали ни о «Иуде Маккавее», ни о «Самсоне», ни тем более о «Геракле» или «Балтазаре». Однако же они почитают талант Баха. Гендель недоумевает, пытаясь найти ответ. И только в диалоге с Бахом он может разрешить этот мучительный для себя вопрос.

Сначала композиторы беседуют о путешествиях и вине, близорукости (оба постепенно слепнут) и публике. Оба кажутся «обычными людьми, которые сочиняют ради славы». Они подшучивают друг над другом, спорят о произнесении имен. Гендель упорно называет композитора Пах, а Иоганн Себастьян в свою очередь не прочь именовать своего нового знакомого Ганделем. Но постепенно комическое в их образах начинает «таять». Открывается настоящая драма жизни. Ситуация переосмысливается, акценты смещаются, основные образы разрабатываются.

Гендель – одинок. Его окружают мошенники и дельцы. Его мир «полон мрака» и призраков, кровожадных зрителей и конкурентов. Лейтмотивом его жизни становится: «Борьба, борьба, одна только борьба!» Он видит лишь одно средство противостоять бесконечным нападкам соперников – «громоздить успех за успехом». Композитор живет в «замке своей славы» и с высоты самой высокой его башни критикует современников. Он даже разыгрывает с Бахом «забавную» сценку – собственную дуэль с Маттезоном.

Иоганн Себастьян кажется растерянным – ему оказан весьма необычный прием! Но он не обидчив. В отличие от своего эмоционального коллеги, Бах – реалист. Он, в конце концов, лишь бюргер, отец двадцати детей (некоторые из них, к сожалению, умерли). Спокойствие ему дает жизненный опыт и пришедшая с годами мудрость. Да и манера общения у него иная. Он не произносит высокопарных слов, а ограничивается краткими ответными репликами.

Кульминация первой части – сцена, в которой Бах исполняет свою клавирную партиту №4. Внезапно она «модулирует» в хоральную прелюдию фа-минор. Это второй, драматический лейтмотив постановки. Он появляется в моменты наивысшего эмоционального напряжения.

День сменяется вечером, Гендель засыпает в кресле, из его рук падает пустая бутылка. Удивительно, но этот атрибут почти всегда с ним. Обычная стеклянная «посуда» становится символом его гордости и самоуверенности. А в тот момент – отсутствия жизненной опоры. Бах касается клавишей, и в этот момент обескураженный, растерянный Гендель понимает – перед ним Гений!

Действительно ли Бах и Гендель – люди, находящиеся на противоположных полюсах? О чем могут говорить их поступки и поведение? Каковы их помыслы? Такими вопросами задается зритель. И во второй части фильма-спектакля режиссер небольшими порциями выдает ответы. Сжимавшаяся пружина развития теперь раскручивается в обратном направлении. Персонажи меняются ролями. И теперь уже бутылка вина в руках Баха, и он так же разыгрывает дуэль со своим давним противником. В этом есть что-то от зеркальной репризы, не так ли?

Между Бахом и Генделем оказывается гораздо больше общего, чем казалось на первый взгляд. Они оба – всего лишь люди. Разница лишь в том, что Гендель вращается в высшем свете, и особы королевской крови почитают за честь принимать известного композитора. А Бах вынужден «вымаливать» себе новые должности, чтобы прокормить семью и защититься от недоброжелателей.

Гендель пишет музыку ради славы и почестей? Но и Бах мечтает об этом. Становится понятным, что настоящая причина их встречи, придуманной драматургом – это неудовлетворенность своей судьбой. Гендель завидует семейному счастью Баха, многочисленности его родственников: «Что ни музыкант, то Бах». О себе же он говорит: «Я первый, и последний, и единственный… Ни детей, ни учеников». Для него одиночество становится мукой. Бах, напротив, мечтает об уединении и покое – о том, чего у Генделя в избытке. И лишь после того, как композиторы открывают друг другу свои сокровенные мысли, конфликт разрешается. Итогом становится их примирение. Но диалог продолжается. Теперь уже в вечности. Фигуры композиторов окутывает тьма, и лишь тусклые свечи освещают их лица. И вновь звучит «Аллилуйя» – теперь уже как тема согласия.

Эпилог. Или кода. Впрочем, как вам будет угодно. Артисты Р. Адамайтис и Д. Банионис стирают грим. Их еще не «отпустила» магия образов. Актеры от имени своих персонажей досказывают то, что осталось невысказанным на сцене. Диалог Баха и Генделя был долгим, а вывод возникает лишь в финальном кадре-послании: «Не презирайте мастеров». Не правда ли, над этими мудрыми словами стоит задуматься?

Занавес.

Олеся Платонова,

арт-журналист II курса ФДО ННГК

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт