на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Музыка русская, тема библейская, дирижер финский…

28 октября состоялся первый концерт цикла ARTIS + ARS MOBILE, в котором прозвучала музыка П.Чайковского и современного московского композитора Михаила Броннера. На премьере сочинений «Страсти по Иуде» и «Врата небес» присутствовал сам автор М.Броннер. Гостем и участником программы также стал молодой дирижёр из Финляндии Юкка-Пекка Куусела, впервые посетивший Нижний Новгород.

Концерт открывал секстет П.И.Чайковского «Воспоминание о Флоренции». Исполнителям удалось тонко передать лирическое настроение этого произведения, не лишенного, впрочем, и черт драматизма, связанных с печалью о несбывшейся мечте. Секстет позвучал скорее не как воспоминание, а как глубоко личное размышление, пропущенное через самое сердце.

Во втором отделении звучала музыка Михаила Броннера. М.Броннер - выпускник Московской консерватории, автор более ста сочинений различных жанров. Своим главным детищем композитор считает «Еврейский реквием», премьера которого состоялась в Германии в 1994 году.

«Страсти по Иуде» поразили почти физической передачей ощущения отчуждения, холода. Сольная партия баяна в исполнении Ю.Гуревича, излучала целую гамму острых переживаний главного персонажа - страх, смятение, отрешённость от всего мира. Необычное размещение солиста (Ю.Гуревич немного возвышался над оркестром за счёт специального подиума) явно работало на авторскую концепцию. Подиум отгораживал баяниста – творца образа Иуды – от «осуждающих предателя» струнных, но и одновременно, фокусировал на нем внимание.

Михаил Броннер о создании «Страстей по Иуде»: «Единственное завоевание моей жизни - писать то, что мне интересно. Я абсолютно свободен. Это сочинение было ни кем не заказано. Меня всегда интересовали сюжеты Библии, у меня есть много сочинений, связанных этой книгой: «Страсти по Иуде», «Время Каина», «Авраам и Исаак», «Адам и Ева», «Содом и Гоморра». Текст «Евангелия от Иуды» был найден давно, но перевели и опубликовали его только в 2006 году. Я написал своё сочинение за 7 лет до появления этого апокрифа».

В завершавшем концерт сочинении Броннера «Врата небес» (как и в секстете Чайковского) царствуют струнные. Они звучат здесь подобно мощному, и, в то же время, нежному хору человеческих голосов, взывающих к небу, далёкому от земной суетности, распрей и печали. Эта музыка наводит на мысль, что над всеми вечными истинами витает любовь - неземная, запредельная, вне мирских чувств и душевного смятения. Та самая любовь, которая возвращает человеку веру в смысл Бытия. «Врата небес» контрастны «Страстям по Иуде», но в то же время, по-своему продолжают их, ещё раз доказывая, что Добра без Зла быть не может. Композитору, безусловно, удалось заставить слушателя испытать сильное эмоциональное воздействие.

Михаил Броннер о замысле сочинения: «Врата небес» - это тоже книжное название. Оно неоднократно встречается в Ветхом и Новом Завете. «Страсти по Иуде» - одно из самых трагических и ужасных по ощущению: одиночество, ужас, безысходность. «Врата небес», наоборот, одно из самых тёплых моих сочинений. В них автор пытается заставить слушателя слушать и чувствовать в определённом направлении, ему одинаково дороги и согласие и несогласие слушателя. Весной состав ARTIS+ARS MOBILE играли сочинение «Адам и Ева», это было первое их исполнение музыки Броннера. После этого Ю.Гуревич и С.Пропищан решили сыграть каждый по большому сочинению. «Сочинения противоположного смысла, но для меня важно и то и другое сочинение».

Финский дирижер Юкка-Пекка Куусела - выпускник Российской Академии музыки им.Гнесеных по дирижированию и баяну. В списке его гастрольных выступлений значатся многие города Европы. Как дирижёр он работает с организованным им финско-российском симфоническом оркестром, а также выступает с оркестрами многих городов, в том числе Венгрии, Скандинавии, северо-запада России, Татарстана. Ю.Куусела сотрудничает со многими современными композиторами и исполнителями.

После концерта дирижер любезно согласился ответить на несколько наших вопросов.

- Почему Вы выбрали обучение в России?

- По двум причинам. Можно учиться одновременно исполнительству и дирижированию, и, кроме того, только в Москве я мог получить всё, чему хотел научиться. Это Юрий Симонов по дирижированию и Фридрих Липс по баяну.

- Что Вы получили, обучаясь у нас?

- Думаю, что получил очень глубокую и искреннюю традицию. Если здесь ты попадаешь «в хорошие руки», то, как говорится, это - больше, чем жизнь.

- В каких городах России Вы выступали?

- В Москве, Мурманске, Петрозаводске, Вологде, Череповце, Туле, Челябинске.

- Как состоялась Ваша поездка в Нижний?

- В Туле я познакомился с замечательным нижегородским профессором Виктором Ивановичем Голубничим. Мы оба сидели в жюри на конкурсе. И там я рассказал о себе. Идея поездки принадлежит ему. Сейчас у нас сложилась очень хорошая дружба.

- Занимаетесь ли Вы сейчас исполнительством?

- Да. Летом музыку Михаила Броннера буду впервые исполнять в Париже.

- А какой профессии отдаёте предпочтение?

- Дирижированию, но и играю в камерном ансамбле.

- Как Вам нижегородский оркестр?

- Очень приятный, симпатичный состав. Там играют люди, которые хотят играть. Это редкое и очень хорошее качество музыкантов. Они выкладываются, легко воспринимают нового дирижера. С ними очень приятно работать. Хорошие музыканты. Хотел бы в скором будущем снова встретиться с вашим оркестром, публикой, профессорами и студентами.

- Отличаются ли российские исполнители от финских?

- Конечно! Хорошие исполнители хороши везде, но здесь мне пришлось встретиться с очень чуткими, эмоционально отзывчивыми музыкантами. Они лучше реагируют на руки дирижера, и это мне нравится.

Полная отдача исполнителей и дирижёра увенчалась успехом. Надо сказать, что главную роль в этом сыграли солисты - Юрий Гуревич и София Пропищан. Они мастерски преподнесли слушателю эмоциональный заряд, с помощью которого слушатель попадает в бездну размышлений. Отрадно, что и Михаил Броннер достиг желаемой цели: слушатель слушал и чувствовал в желаемом композитором направлении. Зрители долго не покидали зал, вновь и вновь одаривая создателей этого яркого, красивого концерта аплодисментами. А покидали его, надолго сохраняя в себе новую, необычайно интересную музыку!

 

арт-журналист I курса ФДО ННГК

Елена Желудкова

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт