на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Сюрпризы 'Модерна'

Сюрпризы \

Среди многих гастролей, случившихся в эту осень, повторных и даже привычных, приезд этого театра – особый случай. «Модернъ» в Нижнем впервые, и в первый раз, наверное,  жители города имели возможность познакомиться с театром, который настойчиво и последовательно «исповедует» единый стиль, заявленный в названии. Это – стиль режиссера Светланы Враговой (художественного руководителя театра), это стиль, который довольно туманно называют «стилем рубежа XIX – XX веков».

В него входит очень много самых разных составляющих, как и характерно для стиля модерн: изысканность, продуманность, детализация, стремление к совершенству, но при этом – и парадоксальность, и надрыв, и скепсис. В оформлении спектакля это дает совершенно потрясающий по воздействию результат. Сцена «Комедiи» каждый раз преображалась до неузнаваемости. В «Путешествии маленького принца» - это сочетание прекрасных переливающихся шаров-планет разных размеров, объединяющих сцену в единое пространство сияющего синего. В «Петле» - это редкая по достоверности атмосфера запущенного эмигрантского быта 30-х годов прошлого века: чердак, старый плюшевый диван, обязательная лестница и – петля с потолка.  В «Моих дорогих мужчинах» это – тонкий минимализм, где все дано в полунамеках: «обрамленное» пространство сцены и жизни, воспринимаемой как художественное полотно. Призрачные контуры любимого города, об имени которого каждый волен догадаться сам.

Драматургическая основа во всех пьесах – безукоризненная: есть и характеры, и судьбы, и глубина размышлений, и трагедия народа, и трагедия личности. Философия Экзюпери в сценическом преломлении для детей – это персонификация человеческих чувств: гордости и властности, одиночества и любви. Философия Ибрагимбекова сложна, многослойна, а потому кто-то мог воспринять его «Петлю» как написанную исключительно о любви, с подробным историческим фоном, а кто-то – как историческую драму, отразившуюся на судьбе отдельного человека, где любовь – лишь эпизод… В «Петле» судьба эмигранта отзывается в каждом из нас, потому что говорится в ней о патриотизме тихом, настоящем, который противостоит массовым крикам о любви к Родине. И в то же время «Петля» говорит о любви искренней и настоящей, которой не страшны расстояния и которая способна отпустить в смерть. Еще одно в «Петле» восхищает: необыкновенная музыкальность спектакля, где все поется «вживую», и смелость музыкального плана, где соседствуют церковный гимн «Ныне отпущаеши» и разнузданный, пронзительный цыганский романс, гусарский патриотический гимн – и тихая лирика одинокой гитары. Этому соответствует и соседство невинных ангелообразных дев в белоснежных хитонах – и демоническая фигура Распутина (Олег Масленников), который, продолжая линию музыкальных ассоциаций, больше напоминал Паганини – нервного, тощего, патлатого и гениального, чем страшного раскольного вида «мистического старца».

Тем не менее, трудно обойтись без «но», которое в данном случае заключается в главном: игру актеров можно назвать мастерской, сложно простроенной, детализированной и демонстрирующей владение всеми актерскими техниками, но ее нельзя назвать искренней и живой. И это «но» потому нередко перечеркивает многие несомненные достоинства спектаклей: возникает непреодолимый диссонанс искусственности тона актеров и повышенной достоверности обстановки. Впрочем, может, это тоже черта стиля «модерн», мне лично не пришедшаяся по душе именно потому, что проходила мимо души. О ней, о том, что игра актера направлена прежде всего к внутренним струнам каждого человека, рассказывал актер Сергей Пинегин на пресс-конференции 6 декабря. И его игра была единственной, которая что-то в душе задевала: простеца-ротмистра, ближайшего друга и предателя Коновалова («Петля») - жаль. Пьянчужка, муж-подкаблучник («Мои дорогие мужчины»), - не только жалок, но в чем-то и обаятелен: есть такое свойство у некоторых некрасивых от природы людей, в которых обаяние – некая глубинная суть.

Остальные актеры – мастера «холодного клинка»: и в крике – бесстрастны, в интонациях одной фразы – расчетливые экспериментаторы. Особенно это относится к «приме» театра Елене Стародуб.

Без сомнения, «Модернъ» - красивый и полезный опыт «другого театра» на местной почве. И нижегородский зритель, приемлющий многое, отнесся к театру с пониманием и теплом, снова поставив нас перед вопросом, чего же ему, зрителю, нужно – холодное мастерство или искреннее чувство?

Алина ЛИРИНА

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт