на главную
Разделы портала

**

Я русский бы выучил… но не в Сети!  |  КУДА ДЕЛСЯ «ВЕЛИКИЙ И МОГУЧИЙ» И ПОЧЕМУ ДЕШЕВЕЕТ СЛОВО. Наталья Рыжакова

Где я, в какое общество попала? Что стало с нашей культурой речи, где её правильность, где соблюдение норм ударения, произношения, стилистики, синтаксиса? Уровень культуры человека мы оцениваем, прежде всего, по его речи: насколько богат или скуден его словарный запас, умение подобрать точное по значению, выразительное и доходчивое слово, фразу, правильно поставленное ударение.

Раньше образцовое владение литературным языком демонстрировали средства массовой информации. Телевидение – на слух, газеты и журналы – зрительно формировали правильное представление о языковых нормах. Кроме того, люди просто читали книги! Постепенно ситуация стала меняться. Стремительное развитие технологий, распространение Интернета сыграли не последнюю роль в нанесении вреда собственно культуре речи и грамотности в целом. Действительно, зачем теперь следить за соблюдением правил орфографии и пунктуации, если компьютер тут же исправляет грамматические ошибки и расставляет все знаки препинания. И не важно, что программы, ищущие и исправляющие ошибки, отнюдь не совершенны. Человеческий мозг не фиксирует, не ощущает сделанной ошибки, а следовательно, и внутренне не исправляет её. В тех же СМИ работают совершенно далёкие от профессии, что называется «случайные», люди (не все, конечно). Они, сами того не замечая, окончательно разрушают и без того хрупкие сейчас литературные нормы.

Сегодняшнее поколение, негласно получившее название «пальцевое», беспрестанно нажимая кнопки мобильного телефона или стуча пальцами по клавиатуре компьютера,  мыслит (если мыслит!) короткими фразами, клипово, однозначно, как в sms. Если люди не интересуются, перестают читать книги, то о какой языковой культуре может идти речь?

Сегодня нередко можно встретить молодых людей или девушек, словарный запас которых воскрешает в памяти образ небезызвестной Эллочки Людоедки (помнится, её лексикон состоял из 30 слов). Они не понимают, насколько катастрофично их положение. Когда девушка, примеряя понравившуюся блузку, съев конфету или же посмотрев фильм, говорит «прикольно» относительно всего перечисленного - хочется закричать от возмущения или закрыть ладонями глаза и уши, дабы не слышать и не видеть убогости этого человека.

          Почему так получается? Мы превратились в общество потребления, стремящееся получить как можно больше удовольствия и выгоды путём наименьших затрат. Но почему же вся наша выгода ограничивается рамками самого примитивного - физического уровня: вкусно поесть, мягко поспать, - ведь не животные мы!? Почему нет стремления к духовному росту, к другого рода обогащению – во сто крат более ценному, нежели все материальные блага. Мир гоняется за развлечениями, людям нужно всё что угодно, кроме одного пустяка – своей бессмертной души. Всячески соблюдая внешнюю гигиену, мы совсем не заботимся о внутренней.

          Казалось бы, кругом такое изобилие… Нет под рукой интересующей тебя книги – найди её в Интернете, хочешь послушать качественную музыку, посмотреть фильм – пожалуйста, в магазинах большой выбор медиа продукции (в том числе стóящей). Другой вопрос, что это не так уж и нужно. Куда проще не думать, не прилагать усилий, «потреблять» то, что тебе предлагают на телеэкране, радио, в прессе, в жизни. Многие разучились отличать хорошее от плохого, достойное от ничтожного…

Духовный вакуум стремительно и неотвратимо поглощает культуру. Как сейчас подешевело слово! Ограничив свой словарный запас до предельного минимума – это при нашем-то богатейшем языке с обилием оттенков, настроений – мы, безумцы, сами себя  обкрадываем!! Повторюсь, слово «прикольно» отображает и просто интерес, и удивление, и всю палитру нашей радости (от легкой улыбки до щенячьего восторга, восхищения, экстаза).

 Не без основания удивляет и настораживает обилие иностранных слов в нашем лексиконе (как будто русский язык настолько скуден, что не может дать более подходящего и точного определения!). Заимствуя и употребляя в речи слова иностранного происхождения, люди, порой, и не предполагают их истинного смысла и прикладного значения, что нередко приводит к казусам. Я уже не говорю о слоге и стиле нашей речи.

Как же выработать иммунитет от этого вируса? Если мы находимся в тупике – надо искать выход. Начинать нужно с самих себя. Абсурдно ругать молодое поколение за то, что они такие безразличные, не стремятся к духовному росту, обогащению. Кто в этом виноват? – конечно, мы: семья (прежде всего!), детский сад, школа, улица. Где как не в семье получает и, следовательно, формирует свою систему ценностей ребёнок. Другой вопрос, что не во всех семьях об этом задумываются, перекладывая свои обязанности на школу. Вот и получается, что вне дома ребёнок общается с кем угодно, в том числе и с предоставленными самим себе детьми. Но здесь вот ещё какая ситуация. Дело в том, что мало решать всё только на уровне семьи. Воспитывать индивидуальность, закладывать истинные ценности, приобщать к культуре, к книгам не получается оттого, что выходя за порог мы видим совсем другое положение вещей, на телеэкране пропагандируются иные ценности. Дети не находят того что пишут в книгах в окружающей их реальной жизни. Вот и получается, что проблема должна решаться на другом, более глобальном уровне, ну и, конечно, внутри себя. Наше одинокое «я», висящее в пустоте, найдёт опору не вовне, а только внутри себя самого (и в том наследии, которое оставили нам великие предки).

Оптимистично глядя в будущее, я всё-таки надеюсь, что мы, с нашей богатейшей культурой и традициями, вовремя одумаемся и сможем преодолеть сегодняшний кризис.

Наталья Рыжакова

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт