на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Композитор in Residence

 Евгений Щербаков - талантливый дирижер, доцент Нижегородской консерватории. А кроме того, он еще и интересный собеседник. Он рассказал нам о недавней творческой поездке в Швейцарию  и о своем творчестве.

- Как Вы попали в Швейцарию?

- Нынешняя поездка в Швейцарию, уже шестая по счету, называлась «Composer in Residence». Своего рода, стипендия или грант, который мне в очередной раз выдали, в связи с тем, что я написал сочинение на заказ. В этот раз моя музыка предназначалась специально для эвритмии. Проект назывался «Die klingelnde Stille» («Звенящая тишина») по названию одной из моих фортепианных пьес, которая, кстати, исполнялась у нас в консерватории. Я писал музыку на заказ и понятия не имел, что же собой представляет «эвритмия». Ознакомился с этим видом искусства буквально перед поездкой, просмотрев видеозапись постановки «Семи слов» Губайдуллиной.

- Что такое эвритмия?

- Эвритмия – это вид пластического искусства, искусства движения, который соединяет в себе элементы танца и балета. Возник в начале XX столетия, его создал Рудольф Штайнер. Эвритмия близка жанру инсталляции и возможно только под живое звучание...

- Почему?

 Во-первых, важно живое общение артистов на сцене с источником звучания. Причем источник этот может быть абсолютно любым, исключая вокал. Штайнер почему-то считал, что нельзя совмещать человеческий голос и движения, так как они близки друг другу... Во-вторых, в   эвритмии первично движение, за которым следует музыка.

Эвритмия ставится под самую разную музыку: будь то «семь слов» Губайдуллиной или фортепианный концерт Моцарта.

Этот вид искусства требует от «танцора» физической натренированности и пластики всего организма, в отличие от балета, где главную роль играют ноги. В балете человек танцует до 30-35 лет, а потом уходит – организм физически не дает продолжать. Одна из ценностей эвритмии такова: чем дольше человек танцует, тем лучше. Я знаком с 80-летними представительницами этого вида искусства, которые вполне прекрасно себя чувствуют.

Эвритмия подразумевает целые системы движений, разработанные Рудольфом Штайнером. Каждый музыкальный интервал соответствует определенному действию или жесту. Я привез книгу пианиста и музыковеда Штефана Абельса «8 интервалов», где описываются эти системы. Прима – одно движение, септима – совершенно другое. Мажор предполагает определенное состояние души, минор – иное. Конечно же, со временем появляются какие-то находки, разрабатываются новые вариации движений.

- Расскажите немного о личности Рудольфа Штайнера.

Рудольф Штайнер овладел практически всеми видами искусства, кроме музыки, владеющей только теоретически. Мало того, что он - создатель эвритмии, основоположник антропософии (мистического учения, направленного на развитие "тайных способностей" человека к духовному господству над природой – С.П.), он еще и спроэктировал шикарное здание «Goetheanum» (дословно - «полное собрание сочинений Гёте»). Первый «Goetheanum» был деревянным и его, увы, в одну из новогодних ночей сожгли католики. Новое, бетонное здание было возведено только после смерти художника.

В Швейцарии очень любят русских. Почему? Отчасти, потому что Рудольф Штайнер еще век назад предсказывал великое будущее славянского народа и русской культуры (!).

- Исполнялись ли в «Goetheanum» Ваши сочинения?

- 27 февраля, в день рождения Штайнера, были исполнены три фортепианных пьесы в эвритмии и трио для флейты, виолончели и фортепиано. Зал в «Goetheanum» вмещает тысячу человек. Во время исполнения моих сочинений присутствовало чуть меньше девятисот. Все-таки я привык считать публику.

- Где состоялась Ваша премьера «Die klingelnde Stille»?

- Сочинение было исполнено в Базельском театре «Scala Basel Theater». И не только оно. Звучали: «Одиночество», «Тока слез моих не отвратися», - эти фортепианные пьесы написаны, подобно «Die klingelnde Stille», для эвритмии. Также прозвучали, уже как самостоятельные произведения, пьеса для флейты соло «Веселая история» и трио «Божественный свет Engadin» для флейты, виолончели и фортепиано.

- Существуют ли сегодня режиссеры, которые ставят эвритмию?

- Такие люди существуют, только их называют не режиссерами, а мастерами или профессорами. Дисциплины по эвритмии преподаются. Этому искусству специально обучают в Швейцарии, Германии.

- Насколько развита звритмия в России?

- Я знаком с Марион Фишбах, швейцарским  мастером эвритмии, которая 13 лет жизни отдала России. Она построила в Петербурге целую сеть «Вальдорфских школ». Там обучают многим дисциплинам, в том числе эвритмии. Но такое обучение осуществляется вне государственной поддержки, оно платное. Насколько мне известно, в Москве подобные школы тоже существуют.

В России пока все не так безнадежно как нам кажется, и как нам внушают...

Теперь Вы понимаете, сколько интересных фактов я узнал из беседы с Евгением Щербаковым, готовым поделиться знаниями и впечатлениями.

В России, оказывается, где–то в глубинках страны (Москва, Санкт-Петербург), потихоньку процветает новый для страны вид искусства – эвритмия. Кто знает, возможно, через 50 лет он приблизится по значимости и качеству исполнения мощному Российскому балету...

 

Сергей Попов,

Арт-журналист I курса ФДО

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт