Евгений Щербаков - талантливый дирижер, доцент
Нижегородской консерватории. А кроме того, он еще и интересный собеседник. Он
рассказал нам о недавней творческой поездке в Швейцарию и о своем творчестве.
- Как Вы попали в Швейцарию?
- Нынешняя
поездка в Швейцарию, уже шестая по счету, называлась «Composer in Residence». Своего
рода, стипендия или грант, который мне в очередной раз выдали, в связи с тем,
что я написал сочинение на заказ. В этот раз моя музыка предназначалась
специально для эвритмии. Проект назывался «Die klingelnde Stille» («Звенящая
тишина») по названию одной из моих фортепианных пьес, которая, кстати,
исполнялась у нас в консерватории. Я писал музыку на заказ и понятия не имел,
что же собой представляет «эвритмия». Ознакомился с этим видом искусства буквально
перед поездкой, просмотрев видеозапись постановки «Семи слов» Губайдуллиной.
- Что такое эвритмия?
- Эвритмия – это вид пластического искусства,
искусства движения, который соединяет в себе элементы танца и балета. Возник в
начале XX столетия, его создал Рудольф Штайнер. Эвритмия близка жанру
инсталляции и возможно только под живое звучание...
- Почему?
Во-первых,
важно живое общение артистов на сцене с источником звучания. Причем источник
этот может быть абсолютно любым, исключая вокал. Штайнер почему-то считал, что
нельзя совмещать человеческий голос и движения, так как они близки друг
другу... Во-вторых, в эвритмии первично
движение, за которым следует музыка.
Эвритмия
ставится под самую разную музыку: будь то «семь слов» Губайдуллиной или
фортепианный концерт Моцарта.
Этот вид искусства требует от «танцора» физической
натренированности и пластики всего организма, в отличие от балета, где главную
роль играют ноги. В балете человек танцует до 30-35 лет, а потом уходит –
организм физически не дает продолжать. Одна из ценностей эвритмии такова: чем
дольше человек танцует, тем лучше. Я знаком с 80-летними представительницами
этого вида искусства, которые вполне прекрасно себя чувствуют.
Эвритмия подразумевает целые системы движений, разработанные
Рудольфом Штайнером. Каждый музыкальный интервал соответствует определенному
действию или жесту. Я привез книгу пианиста и музыковеда Штефана Абельса «8
интервалов», где описываются эти системы. Прима – одно движение, септима –
совершенно другое. Мажор предполагает определенное состояние души, минор –
иное. Конечно же, со временем появляются какие-то находки, разрабатываются
новые вариации движений.
- Расскажите
немного о личности Рудольфа Штайнера.
Рудольф Штайнер овладел практически всеми видами
искусства, кроме музыки, владеющей только теоретически. Мало того, что он -
создатель эвритмии, основоположник антропософии (мистического учения,
направленного на развитие "тайных способностей" человека к духовному
господству над природой – С.П.), он еще и спроэктировал шикарное здание
«Goetheanum» (дословно - «полное собрание сочинений Гёте»). Первый «Goetheanum»
был деревянным и его, увы, в одну из новогодних ночей сожгли католики. Новое,
бетонное здание было возведено только после смерти художника.
В Швейцарии очень любят русских. Почему? Отчасти,
потому что Рудольф Штайнер еще век назад предсказывал великое будущее
славянского народа и русской культуры (!).
- Исполнялись ли в «Goetheanum» Ваши сочинения?
- 27 февраля, в день рождения Штайнера, были
исполнены три фортепианных пьесы в эвритмии и трио для флейты, виолончели и
фортепиано. Зал в «Goetheanum» вмещает тысячу человек. Во время исполнения моих
сочинений присутствовало чуть меньше девятисот. Все-таки я привык считать
публику.
- Где состоялась Ваша премьера «Die klingelnde Stille»?
- Сочинение было исполнено в Базельском театре
«Scala Basel Theater». И не только оно. Звучали: «Одиночество», «Тока слез моих
не отвратися», - эти фортепианные пьесы написаны, подобно «Die klingelnde
Stille», для эвритмии. Также прозвучали, уже как самостоятельные произведения,
пьеса для флейты соло «Веселая история» и трио «Божественный свет Engadin» для
флейты, виолончели и фортепиано.
- Существуют ли сегодня режиссеры, которые ставят
эвритмию?
- Такие люди существуют, только их называют не
режиссерами, а мастерами или профессорами. Дисциплины по эвритмии преподаются.
Этому искусству специально обучают в Швейцарии, Германии.
- Насколько развита звритмия в России?
- Я знаком с Марион Фишбах, швейцарским мастером эвритмии, которая 13 лет жизни
отдала России. Она построила в Петербурге целую сеть «Вальдорфских школ». Там
обучают многим дисциплинам, в том числе эвритмии. Но такое обучение осуществляется
вне государственной поддержки, оно платное. Насколько мне известно, в Москве
подобные школы тоже существуют.
В России пока все не так безнадежно как нам
кажется, и как нам внушают...
Теперь Вы понимаете, сколько интересных фактов я
узнал из беседы с Евгением Щербаковым, готовым поделиться знаниями и
впечатлениями.
В России, оказывается, где–то в глубинках страны (Москва,
Санкт-Петербург), потихоньку процветает новый для страны вид искусства –
эвритмия. Кто знает, возможно, через 50 лет он приблизится по значимости и
качеству исполнения мощному Российскому балету...
Сергей Попов,
Арт-журналист I
курса ФДО
|