на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Ефрем Подгайц: композитор и пророк

Ефрем Подгайц – заслуженный деятель искусств России, член правления Союза московских композиторов. Среди основных сочинений: 9 опер, 20 концертов для различных инструментов с оркестром, несколько кантат, особая область творчества композитора – музыка для детского хора. Французская фирма «Opus 111» выпустила CD с записью «Весенней мессы» для детского хора, органа, а также авторский CD «VOX SPIRITUALIS».

Музыка Подгайца постоянно звучит на музыкальных фестивалях в России и за рубежом. Многие сочинения являются обязательными в программах авторитетных международных конкурсов. А 4 мая 2003 года во Франции М.Ростропович дирижировал написанным по его просьбе сочинением для оркестра виолончелей «Post festum».

Меня как композитора и журналиста не могла не заинтересовать столь яркая личность. Я побеседовал с Ефремом Иосифовичем в жанре Web-интервью.

 

- Когда Вы решили стать композитором? Что повлияло на Ваш выбор? Расскажите, пожалуйста, у кого Вы учились?

 - Вообще заниматься музыкой начал поздно - в 9 лет. Лет в 11 начал сочинять. Первые произведения - Концерт для скрипки соло и Фантазия для скрипки и фортепиано памяти Грига написаны в музыкальной школе.

Моей учительницей была Надежда Марковна Годьденберг. Она же познакомила меня с Евгением Чаплыгиным - тогда студентом Московской консерватории и он год (до училища) занимался со мной композицией. В училище при Московской консерватории я учился у А.И.Пирумова. В Московской консерватории - первые три года у Ю.М.Буцко, а заканчивал у Н.Н.Сидельникова.

 

- Вы - автор около двухсот сочинений едва ли не во всех существующих жанрах: от оперы до песни, от мессы до киномузыки. И все же, какие жанры Вам наиболее близки, и почему?

- Наверное, могу сказать, что жанр концерта мне наиболее интересен и близок. Уже написал их более 20. Почему? Наверное, в каждом инструменте, избранном в качестве сольного, интересно увидеть оригинальную "личность" со своей историей, со своими взаимоотношениями с окружающим миром.

 

- "Весенняя месса" - одно из самых популярных Ваших произведений. Как появился его замысел?

- Не уверен, что "Весенняя месса" так популярна, по моим наблюдениям её давно перегнал Концерт для мандолины. Для меня "Missa veris" -  очень важное сочинение. Я дружу с замечательным Детским хором "Весна" под руководством А.Пономарёва.

В 1997 году в здании школы должен был открыться новый, настоящий орган фирмы «Шуке». И я решил написать сочинение для хора и органа.

Кроме того, в это время со мной произошло нечто мало приятное и послужившее толчком к тому, чтобы это сочинение стало Мессой (пусть и весенней).

 

- Ваша музыка звучит по всему миру - в США, Германии, Франции. Есть ли особенности исполнения в разных странах, и где Вы, как автор, чувствуете себя наиболее комфортно?

- Лучше всего я чувствовал себя в Лондоне, когда М.Ростропович репетировал и дирижировал моей второй симфонией, а играл Лондонский симфонический оркестр. В России я никогда не слышал свои  оркестровые сочинения в таком исполнении, в таком зале, с такой публикой (концерт проходил в «Барбикан-центре»).

 

- В XX веке между композитором и слушателем образовалась большая преграда. Ощущаете ли Вы ее, и как Вы относитесь к этой проблеме?

- Я думаю, что здесь две проблемы. Первая: к сожалению, часто преградой становится сама музыка -  когда композитор перестаёт думать о слушателе, когда его перестаёт интересовать для чего и для кого он пишет.

Вторая: новая музыка почти не имеет шансов конкурировать с классикой. Её просто не играют, не пускают на концертную эстраду, а государство совершенно устранилось и не проводит никакой политики по отношению к новой музыке.

 

- Кого Вы могли бы внести в символическую топ-пятерку наиболее значительных композиторов ушедшего XX века, и почему?

- Прокофьев, Стравинский, Шостакович, Барток, Мессиан. Мне кажется, что они обладали  ярчайшей индивидуальностью, создали каждый свой стиль (да-да, и Стравинский!), и, несомненно были крупными личностями, масштаб их мышления соответствовал масштабу музыкального дарования.

 

- Вам знакома музыка композиторов нижегородской школы? Если да, то как Вы относитесь к ней?

- Я не могу сказать, что знаком со школой, а вот её главу, Б.С.Гецелева знаю, и его музыку очень люблю. Она всегда написана мастерски и часто с удивительным чувством юмора.

 

- Мы живем в неромантическую, технизированную эпоху. Как Вы считаете, возможно ли сегодня широкое возрождение интереса композиторов к романтизму?

- Пока человек не превратился в биоробота и не потерял душу, думаю, всегда будет  востребована музыка, обращенная к этой душе.

 

- Какие из Ваших сочинений готовятся к исполнению в ближайшее время?

- В 24 марта этого года в Санкт-Петербурге намечена премьера моей оперы "Принц и Нищий" в театре "Зазеркалье", а 19 мая в Москве - премьера рок-классик оперы "Повелитель мух" (по Годингу) в театре им. Н.Сац.

 

Сергей Попов,

арт-журналист I курса ФДО


 

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт