После завораживающего фильма "Dolls",
сделанного в стилистике средневекового японского драматурга Тикамацу (без
сюжета которого не обошлась и данная выставка), имя Такеши
Китано стало еще больше привлекать внимание русских к Японии. Япония предстала
для нас не только Якудзой и фильмами того же Китано на эту тему
("Брат" и "Королевская битва"), не только Клинским пивом "Самурай", но и глубокими
художественными образами. Благодаря Японскому Центру в Нижнем Новгороде их
можно было оценить на Выставке "Образ Японии через искусство
плаката", где было представлено 75 плакатов на тему "Жизнь
человека".
Несмотря на то, что эти постеры - реклама различных
японских предприятий, их можно назвать настоящим искусством. Менталитет
современного представителя высокоразвитой цивилизации глубок и сложен, а
культура и традиционна, и высока, и при этом минималистична. Это замечательная
выставка! Японское графическое искусство, которое пришло в данном случае из
рекламы, тем не менее уводит от рекламной обыденности, растворяя человека в
самой жизни, делая "общество потребления" не чем-то
"отчуждающим" от жизни, а внося в "цивилизацию вещей" эту
самую жизнь, естественную и реальную, так что в человеческой душе остается
гармония как от сосуществования с миром вещей, так и с самим собой. Это утеряно
западной цивилизацией, искусство которой часто возвращает человеку то, что
уносит жизнь, а философия и политика только и занимаются оправданием этой
"цивилизации смерти" западного образа жизни (в том числе и
российского, конечно же), как называет ее Иоанн Павел 2. Авангард западного
искусства неживой, а авангард японского искусства полон бытия.
Из огромного количества чудесных работ особенно
хотелось бы отметить четырех художников: Kazumasa
Nagai "Ueno Zoo", Keizo Matsui "Women
of Century", Makoto Saito, его 3 работы с "желтой пыльцой" и
Osamu Fukushima.
Kazumasa
Nagai "Ueno Zoo" - помните Чеширского Кота?
Он растаял, а улыбка осталась? Здесь же изображен на голубом радостном фоне
огненный красный Лев с огромными голубыми глазами, растворяющийся в радости
настолько, что постепенно остаются только его глаза.
Замечательная работа Keizo
Matsui "Women of Century" изображает икубану-женщину,
созданную художником из розы; а Makoto Saito показывает нам, казалось бы,
обыкновенную одежду и обувь, но сделанные из веселой цветочной пыльцы, и это
создает состояние гармонии с природой и солнцем, хотя одежда создана все-таки
руками человека.
Особого внимания заслуживает работа Osamu Fukushima.
Что-то ее роднит с видео-артом, так близким европейцу и русскому. Кроме того,
сюжет картины - это сюжет опять-таки того самого Тикамацу. И тоже, как в фильме
"Dolls" Такеши Китано, это работа об
отчуждении: из эксклюзивного спектакля театра Яманоте
Дзидзеся Хэсэй. Герои
Тикамацу изображены в том спектакле на современный манер: чем больше они
стараются быть живыми, тем больше прекращают существовать. Пессимистическая
тема роднит работу с "судящим мир" видео-артом и выдержана в
характерных для японской минималистической холодной
поэзии черно-белых тонах.
Впрочем, это – единственная суровая работа выставки.
Остальные - очень красивые жизнеутверждающие картины, дарящие людям хорошее
настроение и радость.
В Японском Центре, между прочим, работает и
библиотека, куда вы можете бесплатно записаться, дабы читать там японскую классику,
изучать японский язык и знакомиться с шедеврами японского кино. Библиотека
работает с 10 утра до 18.00. Телефон: 34-36-81.
Helen
|