Истребитель пятого
поколения или истребитель двадцать первого века. Это словосочетание наверняка
слышал каждый, кто хоть иногда смотрит телевизор. Так что же такое истребитель
пятого поколения?
Для начала небольшой
исторический экскурс. К концу Великой Отечественной Войны было совершенно
очевидно, что поршневой двигатель изжил себя. Для
дальнейшего повышения скорости и высоты полета требовалась разработка самолета
с принципиально новым двигателем.
"Летчик-испытатель Михаил Иванович Иванов садится в
кабину. Нас охватывает страшное волнение, но он спокоен и уверяет, что все
будет в порядке. Двигатель запущен. Характерный, непривычный для слуха
свистящий звук оглушает присутствующих. Проба двигателя — все в порядке! — и
Иванов, после очень короткого пробега, уже в воздухе. Первый полет нашего
реактивного самолета! Какой прилив счастья охватил всех! Машина заходит
на посадку, плавно касается дорожки. Михаил Иванович подруливает к линейке и не
успевает вылезти из кабины, как десятки рук подхватывают его и в радостном
порыве высоко подбрасывают в воздух.
— Подождите, черти, уроните! Убьете!.. — кричит
смеющийся летчик".
Реактивный истребитель Як-15
Так описывал первый полет
истребителя Як-15 его главный конструктор А. С. Яковлев в своей книге "Цель
жизни". В тот же день 24 апреля 1946 г. на том же аэродроме А. Н. Гринчик
впервые поднял в воздух МИГ-9 – реактивный истребитель ОКБ А.И. Микояна и М.И.
Гуревича.
Реактивный истребитель Як-15
Эти два самолета были
первыми отечественными реактивными истребителями, ознаменовавшими эпоху
реактивной авиации, именно они являются истребителями первого поколения. Далее
было второе поколение – поколение сверхзвуковых истребителей, третье и наконец четвертое поколение – истребители, которые
находятся на вооружении нашей страны в настоящее время (МИГ-29 и Су-27).
Так как же
обстоит дело с истребителем пятого поколения?
Для начала посмотрим, как идут дела у наших заклятых заокеанских друзей. Как
выясняется, дела у них идут очень даже неплохо. Уже закончена работа над двумя
проектами: ATF и JSF.
Американский истребитель пятого поколения F-22
Исследования по программе
создания перспективного тактического истребителя ATF (Advanced Tactical
Fighter) были начаты в середине семидесятых годов. В них участвовали все семь
ведущих американских авиационных фирм.
Министерство обороны США по
результатам демонстрационных летных испытаний, состоявшихся в начале девяностых
годов, выбрало в качестве базового варианта для полномасштабной разработки
самолет YF-22A фирмы Локхид, первый полет которого состоялся в
сентября 1990 года.
Новый самолет, получивший наименование "Лайтнинг-2", предназначается
главным образом для завоевания превосходства в воздухе. Его основными
особенностями являются сверхзвуковая крейсерская скорость полета на
нефорсированном режиме работы двигателя, высокая маневренность, хорошие
взлетно-посадочные характеристики, большой радиус действия и боевая нагрузка,
сравнимая с боевой нагрузкой истребителя F-15. Немаловажной особенностью
самолета является его малая заметность в радиолокационном и ИК диапазонах,
достигаемая в результате широкого применения техники "стелc".
Помимо F-22 в США
был создан легкий многоцелевой истребитель (программа JSF), адаптированный для нанесения ударов по наземным целям.
Многоцелевой истребитель X-35
В настоящее время испытания
обоих самолетов завершены и начата подготовка к серийному производству.
Предполагается, что для Вооруженных сил США будет произведено 3000 самолетов
общей стоимостью около $200 млрд. Еще столько же истребителей предполагается
экспортировать, кроме того Пентагон намерен
профинансировать закупку 339 серийных F-22A
Экспериментальный самолет С-37
Что же касается нашей
страны, то истребителя пятого поколения у нас нет, и в ближайшее время, судя по
всему, не будет. По какой причине? Попробуйте угадать с трех раз. Правильно,
нет денег. Если же говорить о широко разрекламированном
С-37 (он же Су-47), то это всего навьего прототип (летающая лаборатория) предназначенный
для анализа схемы с крылом обратной стреловидности (КОС) и ряда других
новшеств.
Впрочем недавно стало известно, что руководители
предприятий, входящих в основную кооперацию разработчиков новой авиационной
техники, а также руководители ведущих научно-исследовательских институтов
российской авиационной промышленности в присутствии генерального директора
Росавиакосмоса Юрия Коптева подписали в Авиационном военно-промышленном
комплексе (АВПК) "Сухой" генеральное соглашение об участии в создании
перспективного авиационного комплекса. Свои подписи под документом поставили
руководители ГосНИИАС, ЦАГИ, ВИАМ, ЦИАМ, НИАТ, ОАО "А.
Люлька-Сатурн", НПЦ "Технокомплекс", корпорации
"Аэрокосмическое оборудование", "Авиаприбор-холдинга", ГМКБ
"Вымпел", ГНПЦ "Звезда-Стрела", АВПК "Сухой" и
"ОКБ Сухого". Работы по новому российскому авиационному комплексу
предполагается вести быстрыми темпами. Как сообщил Юрий Коптев,
уже к концу нынешнего года появится его аванпроект. Если удастся сбалансировать
планы имеющимися ресурсами, то в 2010 г. предполагается развернуть серийное
производство нового самолета. В 2011-2012 гг. он начнет поступать на вооружение
российских ВВС и выйдет на мировой авиационный рынок - одновременно с
появлением там американского JSF. Обеспечение потребного
финансирования может быть обеспечено путем привлечения к проекту стран СНГ, в
первую очередь Белоруссии и Украины, а также некоторых зарубежных стран. По
предварительным расчетам, стоимость новой машины на внешнем рынке не превысит
30 млн. долл., что сделает его вполне конкурентоспособным с ценой JSF.
Конечно, все это приятно
слышать, неприятно только то, что к 2010 году большинство стоящих сейчас на
вооружении машин исчерпает свой ресурс, а на их замену, при нынешнем военном
бюджете, рассчитывать вряд ли приходится.
Материалы
использованные при написании статьи:
А. С. Яковлев "Цель жизни"
Газета "Независимое военное обозрение"
nvo.ng.ru
|