На главную
STIGMATA: Acoustic & Drive Show 2008, 2-03-2008, Rocco :: ФотоAnimalJazz, 9-03-2008, Rocco::ФотоTracktor Bowling - THE BEST, 23-02-2008, Rocco::Фото

**

Рубрики

Статьи  |  "Гепард" - как символ возрождения

Сергей Иванов
капитан 1 ранга запаса
директор агентства "Информационные ресурсы"
Санкт-Петербург

4 декабря в Северодвинске на Севмашпредприятии с участием Президента Российской Федерации Владимира Путина состоялась торжественная церемония передачи Военно-Морскому Флоту атомной многоцелевой подводной лодки "Гепард".

Историческая справка:

Основные усилия в российском военном кораблестроении сосредотачивались на создание подводного флота. В этом направлении было достигнуто много успехов. России удалось построить самые быстроходные и самые глубоководные подводные лодки (проекты 661 и 705 имели скорость хода более 42 узлов, а проекты 685 и 945 имеют глубину погружения около 1000 м). Наконец до начала 1994 года было построено 243 атомных подводных лодки (ПЛА) из 464 построенных во всем мире, то есть был создан самый мощный атомный подводный флот. В США к этому времени было построено только 179 атомных подводных лодок.

С тех пор боевой состав ВМФ сократился почти в три раза. Значительная часть подводных лодок и надводных кораблей нуждается в ремонте. Многие из них были исключены из состава ВМФ досрочно, а могли бы прослужить еще в среднем более 10 лет.

Все это безусловно сократило оперативные возможности Военно-морскго флота.

Атомная подводная лодка "Гепард" (К-335, проект 971 Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения "Малахит")

Главный конструктор - Георгий Николаевич Чернышев, с 1997 года - Юрий Иванович Фарафонтов.
Класс - многоцелевая.
Серия - "Барс".
Заложена - 1991 год.
Спущена на воду - 1999 год.
Длина - 113 метров.
Ширина - 13,8 метра.
Осадка - 9,6 метра.
Водоизмещение в надводном положении - 8.470 тонн.
Водоизмещение в подводном положении - 13.800 тонн.
Число отсеков - 6.
Экипаж - около 80 человек.
Максимальная скорость - более 30 узлов.
Время автономного плавания - более 3 месяцев.
Вооружение - торпеды и ракеты с боеголовками различных типов, высокоточное оружие, мины.

Спуск подводной лодки на воду был осуществлен еще 17 сентября 1999 года и тогда, рядом с командиром, капитаном I ранга Дмитрием Косолаповым, также как вчера, стоял Владимир Путин, правда, тогда еще не Президент России. Фотографию, на которой запечатлены Путин и Косолапов, хранит отец командира лодки, тоже подводник и тоже капитан I ранга Дмитрий Николаевич Косолапов. Сам 40-летний командир "Гепарда" - подводник в третьем поколении. Подводниками были не только его отец, но и дедушка, и даже бабушка - старший лейтенант ВМФ.

Присутствие президента на церемонии передачи Флоту боевого корабля не только символично, но и вселяет надежду. Надежду на возрождение Российского Флота. Но надежда порой является следствием плохой информированности. Не следует забывать, что "Гепард" - это единственная лодка за последние 5 лет, построенная на верфях Северного Машиностроительного Предприятия (СМП), а раньше их строили по две в год. Конечно, раньше были другие масштабы... Всего же за 61 год существования "Севмаша" в Северодвинске было построено 170 подлодок, в их числе 135 атомных.

Современный флот - сложная и дорогостоящая боевая система, которая создается на протяжении десятилетий. Россия уже давно ушла от количественных показателей, характеризующих численный состав ВМФ СССР. Единственный путь сохранения позиций Российского флота заключается в повышении качества новых кораблей, оснащении их высокоточным оружием, совершенствовании системы управления, всех видов обучения и боевой подготовки. И первая подводная лодка, передаваемая флоту в третьем тысячелетии, похоже, будет отвечать этим требованиям.

ПЛА "Гепард" является четырнадцатой в серии многоцелевых атомных подводных лодок проекта 971 (типа "Барс", по классификации НАТО "Акула-II") и предназначена для нанесения ударов по корабельным группировкам и береговым объектам. ПЛА оснащена крылатыми, противолодочными, зенитными ракетами и торпедами. Подводный корабль был спроектирован Санкт-Петербургским Морским Бюро Машиностроения (СПМБМ) "Малахит". В его создании принимали участие многие предприятия и научные учреждения бывшего СССР. Даже в последней подводной лодке этой серии использованы материалы и механизмы, произведенные в других республиках, а ныне независимых государствах СНГ. Только на Украине были произведены - корпусная сталь, теплообменники, двигатели, кондиционеры и вентиляторы, стрельбовая аппаратура...

История Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения началась в марте 1948 года. Перед новым конструкторским бюро в Ленинграде была впервые поставлена задача создания в кратчайшие сроки скоростных подводных лодок с энергетическими установками новых типов, обеспечивающих длительное подводное плавание без всплытия на поверхность. Через четыре года военно-морской флот получил со стапелей Ленинградского судостроительного завода 196 (теперь ГП "Адмиралтейские верфи") новую скоростную подводную лодку проекта 617 (Quebec) с парогазотурбинной энергетической установкой, а еще через шесть лет Северодвинский завод 402 (теперь Северное машиностроительное предприятие) спустил на воду первую отечественную атомную подводную лодку "Ленинский комсомол" (November).

СПМБМ "Малахит" в тесном сотрудничестве с Институтом атомной энергии им. Курчатова первым открыл эру российского атомного подводного флота. Конструкторский коллектив бюро впервые не только в России, но и в мировой практике решил задачу размещения на ПЛ баллистических ракет. 1955 год - год первого надводного старта баллистической ракеты с подводной лодки проекта В-611 (Zulu-V), а 1962 год - год подводного старта баллистической ракеты с ПЛ проекта 629Б (Golf).

Последующие, спроектированные бюро подводные лодки также внесли существенный вклад в освоение новых материалов, решение вопросов автоматизации и шумности. Сегодня по проектам бюро строятся уникальные глубоководные технические средства, олицетворяющие свой революционный прорыв в подводных технологиях и в освоении океанских глубин, включив в себя все достижения науки и техники на данное время и определяющие облик кораблей XXI века. "Малахит" создал проекты уже третьего поколения подводных лодок: серия "Барс" - это лучшие многоцелевые ПЛА, созданные Российской наукой и промышленностью.

В специальной зарубежной литературе "Барсам" посвящены многие публикации. Даже иностранные профессионалы-подводники в превосходной степени упоминают о технических характеристиках лодок этого проекта. Но "Гепард" - наиболее уникальный корабль этой серии. В процессе строительства и эксплуатации предыдущих лодок этой серии был приобретен колоссальный опыт, который использовался при строительстве новых корпусов. Не стояли на месте наука и технология. Так, по одной из основных характеристик - шумности ПЛА "Гепард" в 3,5 раза "тише", чем первый "Барс". Лодка обладает более совершенным радиоэлектронным вооружением, уникальной аппаратурой для обнаружения целей неакустическими методами. Недаром в НАТО для нее уже даже придумали несколько поэтических, но при этом уважительных названий: "Мерседес океана" и морской "Стэлс".

Разработчики утверждают, что "Гепард" - самая скоростная и бесшумная лодка в мире. Возможно. Опыт боевых служб покажет. Но надо отметить, что при проектировании и строительстве "Гепарда" использованы десятки новых технических решений и ноу-хау, повысилась и культура производства отдельных механизмов и элементов конструкции, которые вносят свой вклад в шумность подводных лодок.

Какова же будущая судьба "Гепарда" и его "звериных" собратьев? Ни одна ПЛА 971 проекта еще не выработала свой ресурс, но несколько из них уже нуждаются в плановом ремонте и модернизации. Стоимость этих работ несоизмеримо мала по сравнению с нынешней стоимостью строительства подобных кораблей, а возможности в ходе модернизации улучшить тактические и боевые качества значительны. Достаточно сказать, что массогабаритные параметры радиоэлектронного вооружения при улучшении технических характеристик за последние 20 лет уменьшились в несколько раз. Появляется место для размещения более совершенных видов вооружения, улучшения условий обитаемости и характеристик непотопляемости.

Процесс создания боевого корабля непрост и длителен. От завершения проектирования до передачи Флоту последней ПЛА пр. 971 прошло почти 25 лет. Еще более сложен и длителен процесс формирования флота как военно-политического инструмента государства. Поэтому и процесс разработки проектов кораблей и сопровождающих научно-исследовательских работ должен вестись непрерывно и быть свободным от волюнтаристических решений, диктуемых сиюминутной, в том числе внутреннеполитической ситуацией, которая не всегда определяет долговременные геополитические интересы государства.

Однако, еще больше времени требует воспитание в обществе духа морской нации. Суть его заключается не только в уважении к флоту и к морякам, но и в понимании целей и задач его создания и развития. Директивно такой национальный менталитет не насадить. Его надо растить и лелеять, тем более что он жив еще во многих моряках и ветеранах флота, в ученых и кораблестроителях и особенно, наверное, в Петербурге.

И не случайно еще полтора года назад именно Петербургским ЦНИИ им. академика Крылова была выдвинута и реализована идея шефства над ПЛА "Гепард". Все проекты отечественных подводных лодок, а их было свыше 300, проходили в ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова апробацию в опытовых бассейнах, кавитационных трубах, на прочностных, акустических, магнитных и ядерно-радиационных стендах. Институтом разработаны все нормативно-технические материалы (методики, нормативы, правила конструирования, руководства и т.п.) по направлениям: ходкость, мореходность, управляемость, прочность, защита по физическим полям, ядерная и радиационная безопасность. Институт был разработчиком гребных винтов, гидроакустических покрытий, средств амортизации, систем размагничивания и др.

Но даже и это не главное. По словам научного руководителя - директора Института академика Валентина Пашина - это напоминание об истории и традициях института. Ведь в его стенах под руководством старшего помощника заведующего "Опытовым бассейном" И.Г. Бубновым еще в начале прошлого века была спроектирована подводная лодка типа "Барс" и третья лодка этой серии "Гепард", принимавшая участие в Первой мировой войне.

Шефство Института над подводной лодкой не носит номинальный характер. На базе института организуется обучение офицерского состава, способствующее более глубокому освоению материальной части корабля, предусмотрено изучение опыта эксплуатации ПЛА "Гепард" и выработка совместно с разработчиками - специалистами СПМБМ "Малахит" и других научных учреждений - рекомендаций по повышению скрытности и других. тактических характеристик корабля

Надо понимать, что создание флота и поддержание его в высокой боевой готовности не только дело флотских начальников. В условиях постоянного недофинансирования и отсутствия долговременной Морской стратегии, подкрепленной адекватными материальными ресурсами, Военно-Морской Флот и его командование являются заложниками, а не инструментом геополитики. Но история Российского Флота знала не один период упадка и возрождения. Может быть "Гепард" станет символом нового возрождения?

Российский Судостроительный Портал

Вход


HomeКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияe-mail
© 2000-2011 Студенческий городок